О курсе

Цель курса – знакомство с профессией журналиста, формирование профессиональных навыков и подготовка к поступлению.

На этом отделении ученики разбирают и анализируют новости, пишут различные статьи, учатся брать интервью. Большая часть времени отводится подготовке к творческому конкурсу на журфаки ведущих вузов. Кроме того, в школу регулярно приглашаются различные медийные личности для проведения пресс-конференций.

Курсы включают в себя несколько направлений: "Информационно-аналитическая журналистика", "Русская история, русская журналистика и литература", "Редакционное задание ДВИ журфака МГУ", "Творческое сочинение журфака МГУ".

Курс Информационно-аналитической журналистики направлен на получение навыка практической журналистики. Вы научитесь основам создания различных материалов, узнаете, как и где искать подходящие темы, познакомитесь с процессом работы в редакции. Занятия основаны на постоянном написании журналистских текстов, лучшие из которых будут опубликованы на сайте школы.

Занятия по подготовке к Редакционному заданию и Творческому сочинению направлены на успешную сдачу экзаменов журфака МГУ. Ученики будут подробно разбирать структуру и особенности заданий, писать тренировочные варианты, узнают некоторые возможные темы. На курсе подготовки к Редакционному заданию также будет изучаться история России, знание которой необходимо для экзамена.

«Русская история, русская журналистика и литература» включает в себя изучение истории появления и развития русской журналистики, теории и структуры написания художественных и журналистских текстов, связи журналистики с литературой и написание разнообразных сочинений.


Для кого, когда, где

В отделении принимаются ученики 9-11 классов. 

Занятия проводятся каждое воскресенье с 10:00 до 14:00 в Мраморном зале Центрального дома журналиста.

Стоимость

18 000р. при оплате за триместр
35 000р. при оплате за два триместра
45 000р. при оплате за весь учебный год (три триместра)

Преподаватели

Программа

Занятие №1
Тема: Структура ДВИ по журналистике, критерии оценивания работ, пример тем прошлых лет

Занятие №2
Тема: Образование древнерусского государства. Киевская Русь (IX – XII вв.)

Занятие №3
Тема: Русские земли и княжества в начале XII – первой половине XIII в. Политическая раздробленность

Занятие №4
Тема: Борьба русских земель и княжеств с монгольским завоеванием и крестоносцами в XIII в.

Занятие №5
Тема: Начало объединения русских земель

Занятие №6
Тема: Российское государство в XVI в. Иван Грозный

Занятие №7
Тема: Смутное время

Занятие №8
Тема: Польская интервенция Смутного времени

Занятие №9
Тема: Воцарение дома Романовых

Занятие №10
Тема: Россия в конце XVII – первой четверти XVIII в.

Занятие №11
Тема: Петровские преобразования

Занятие №12
Тема: Дворянская империя во второй четверти – середине XVIII в.Дворцовые перевороты

Занятие №13
Тема: Россия во второй половине XVIII в. Просвещенный абсолютизм Екатерины II

Занятие №14
Тема: Правление Павла I

Занятие №15
Тема: «Дней Александровых прекрасное начало»

Занятие №16
Тема: Восстание декабристов

Занятие №17
Тема: Правление Николая I

Занятие №18
Тема: Крымская война

Занятие №19
Тема: Начало правления Александра II: «эпоха великих либеральных реформ»

Занятие №20
Тема: Рост социального напряжения в обществе: покушения на Александра II

Занятие №21
Тема: Правление Александра III

Занятие №22
Тема: Россия в начале ХХ в. (до 1917 г.)

Занятие №23
Тема: Революция 1917 года: от Февраля – к Октябрю

Занятие №24
Тема: Советская Россия в 1920-е гг.

Занятие №25
Тема: СССР в 1930-е гг.

Занятие №26
Тема: СССР в годы Великой Отечественной войны

Занятие №27
Тема: Холодная война

Занятие №28
Тема: «Оттепель»

Занятие №29
Тема: Годы «застоя»

Занятие №30
Тема: «Перестройка»

Занятие №31
Тема: Россия в 90-е годы ХХ в.

Занятие №32
Тема: Россия в первые десятилетия ХХI столетия

Занятия №33 - 35
Тема: Повторение курса



Курс разделён на пять разделов по количеству типов изучаемых материалов.

Каждый слушатель в конце раздела должен написать как минимум один материал изучаемого в этом разделе типа. Материал засчитывается если его одобрил и отредактировал преподаватель, после чего материал публикуется на сайте Школы журналистики. Без сдачи материала слушатель к изучению следующего раздела не допускается.  

Занятие №1
Тема: Описание курса; общие принципы журналистики; описание системы современных российских СМИ; описание общей структуры журналистского материала.

Занятия №2-5
Тема: «Информационная заметка»

Занятия №6-9
Тема: «Рецензия»

Занятия №10-12
Тема: «Репортаж»

Занятия №13-15
Тема: «Лонг-рид»

Занятия №16-18
Тема: «Интервью»

Занятие №1
Тема: Публицистический стиль
- Определение
- Адресат
- Цель

Занятие №2
Тема: Жанры публицистики и их краткая характеристика

Занятие №3
Тема: Функции публицистики

Занятие №4
Тема: Основные черты публицистического стиля

Занятие №5
Тема: Особенности построения публицистического текста
Композиция
- Вводная часть
- Основная часть
- Заключение
Функции и содержание каждой части


Занятие №6
Тема: Композиция текста
- при образном подходе
- при логическом подходе
Возможность изменения композиции

Занятие №7
Тема: Структурные особенности
- построения описания
- построения повествования
- построения рассуждения

- Монологический текст
- Диалогические и др. вставки в публицистический текст

Занятие №8
Тема: Средства и особенности публицистического текста
- Текстовые особенности
- Морфологические особенности
- Лексические средства
- Синтаксические средства
- Стилистические фигуры

Занятие №9
Тема: Использование антонимов в публицистике
- Простая антитеза
- Диатеза 
- Полнота охвата явления
- Широта временных границ
- Охват пространства
- Антонимичные слова и оксюморон в заголовках
- Ирония через антонимы
- Каламбуры через антонимы
- Сатирический эффект с помощью антонимов

Занятие №10
Тема: Разностильная лексика в публицистике
- Намеренное смешение стилей
- Ошибки в смешении стилей
- Использование просторечий
- Соединение книжной и разговорной лексики

Занятие №11
Тема: Автор в публицистике
- Задачи автора
- Образ автора
- Позиция автора