5 писателей-журналистов

Пушкин, Достоевский – люди, которые изменили русскую литературу. Они были одними из тех писателей, которые не только создавали литературные произведения, но и работали в журналах и газетах.

С их появлением мир литературы и журналистики поменял вектор своего развития.  

Литераторы издавались в сложные времена. Цензура душила издания, в которых они трудились, материалы вырезались из газет, сокращались до неузнаваемости. Несмотря на это, писатели-журналисты находили новые способы печататься. Русские классики создавали собственные журналы, сотрудничали с единомышленниками, выступали в роли редакторов изданий. 

Так кто же из известных писателей вступил на журналистский путь?

Александр Пушкин

Александр Сергеевич Пушкин

Писатель издавал и редактировал один из лучших журналов 1830-х годов «Современник». Изначально у Пушкина была задумка создать литературный сборник с двумя отделами «Проза» и «Поэзия». Позже Александр Сергеевич превратил сборник-альманах в общественно-политический журнал со многими разделами и характерными материалами. В этом издании печатались В. Жуковский, Н. Гоголь, П. Вяземский, Ф. Тютчев. 

Художественные произведения не составляли основную часть публикаций журнала. Больше всего материалов авторы писали в публицистическом, документальном или научном стилях. В журнале присутствовал раздел «Литературная критика», где сам Пушкин печатал рецензии на произведения.  «Современник» продолжил жить и после трагической гибели поэта. Последующие редакторы старались придерживаться уровня, который задал Пушкин своей работой в журнале. 

Николай Некрасов

Николай Алексеевич Некрасов

Этого писателя-классика по праву считают национальным поэтом. Однако находились те, которые считали, что журнально-издательская деятельность автора «превосходит цену его собственной поэзии». Некрасов был редактором в двух влиятельных журналах того времени – в пушкинском «Современнике» (1847-1866), а потом в «Отечественных записках» (1868-1877). 

Одним из первых изданий, в которых Некрасов начинал свою деятельность, как журналист, стали «Отечественные записки». Молодого автора привлек к работе редактор «Записок» А. А. Краевский. Спустя время Некрасова замечает Белинский. Критик увидел в юном Николае человека, который словно от рождения владеет всеми литературными жанрами и видами журнальной работы. Затем Некрасову доверят часть работы Белинского, когда второй на год отойдет от дел. Некрасов уходит в «Современник». 

В «Современнике» поэт был неофициальным редактором, но сумел поднять журнал «с колен» после смерти Пушкина. Николай Алексеевич привел в литературу А. Герцена («Кто виноват?»), И. С. Тургенева («Записки охотника»), Л. Н. Толстого («Детство»). К текстам сотрудников Некрасов относился уважительно и бережно, к жесткой редактуре прибегал редко и чаще всего по просьбе самих авторов.

Из-за разногласий с властью «Современник» пришлось закрыть. Тогда Некрасов снова вернулся в «Отечественные записки». Поэт и его единомышленники получили журнальную трибуну для продолжения  деятельности. 

Фёдор Достоевский

Фёдор Михайлович Достоевский

Автор «Преступления и наказания» выступал в качестве публициста и литературного критика на страницах журналов «Время» (1861-1863) и «Эпоха» (1864-1865), которые он издавал совместно с братом Михаилом, а позднее в газете «Гражданин» (1873) и, наконец, в «Дневнике писателя» (1876-1877, 1880-1881). 

В журнале «Время» Федор Михайлович заведовал художественным и критическим отделами. Журнал «Эпоха» стал преемником «Времени». Оба издания были славянофильскими, продвигали теорию «почвенничества» — проблему отхода от исконно русских культурных корней, от «почвы», после реформ Петра I.

После закрытия этих журналов Достоевский вернулся в публицистику только в 1873 году. Его пригласили редактировать газету «Гражданин». Именно здесь Федор Михайлович осуществляет давно задуманное – в 1876 году публикует «Дневник писателя». Это сплав публицистических статей, очерков, фельетонов, мемуаров и художественных произведений малых форм. Все эти записи – выражение размышлений Достоевского о жизни. Федора Михайловича по праву можно назвать первым русским блогером. Людям было в новинку такое общение автора с читателем, что и привлекало. «Дневник писателя» имел большой успех. 

Антон Чехов

Антон Павлович Чехов 

Молодой врач начал свою писательскую деятельность как корреспондент в нескольких сатирических журналах. Первым из них был «Стрекоза». Более 20-и произведений Чехов опубликовал в журнале «Зритель». Настоящей журналистской работой писателя можно назвать создание книги «Остров Сахалин». Произведение было написано в жанре путевых заметок и издано в 1895 году. Чехов, будучи уже известным писателем, сам изъявил желание поехать на отдалённый остров к каторжникам и ссыльным. Им двигали гражданский долг и желание показать общественности сахалинскую действительность. 

Перед поездкой писатель часто подчеркивал недостоверность фактов и реально происходящих событий на этом острове. И, как настоящий журналист, решил найти правду самостоятельно. Чехов своим трудом изменил жизнь каторжан и ссыльных на острове в лучшую сторону настолько, насколько мог. После выпуска книги ситуацией заинтересовались Министерство юстиции и Главное тюремное управление. Они отправили с проверкой своих представителей. Выяснилось, что «положение дел неудовлетворительно во всех отношениях».

Позднее писатель начал сотрудничать с толстыми журналами, где опубликовал рассказы «Палата №6», «Дама с собачкой», пьесу «Три сестры». Параллельно Чехов работал и в газетах. Его тексты отличались резкой критикой взаимоотношений в буржуазном эксплуататорском обществе и непринятием пошлости. Писатель был уверен, что смысл жизни состоит в постоянной борьбе. 

Михаил Булгаков

Михаил Афанасьевич Булгаков

Журналистский путь главного мистика начала XX века начинался с газеты «Правда». В этом издании в феврале 1922 г. был опубликован репортаж Булгакова «Эмигрантская портняжная фабрика». В современном понимании, это небольшая письменная зарисовка разговора рабочих и председателя фабричного управления. Работники жалуются на скверные условия жилья, неотапливаемые комнаты и тесноту. 

Первым длительным сотрудничеством будущего писателя с газетой стала работа в издании «Рабочий» (позднее «Рабочая газета»). Там Булгаков опубликовал более 20-и репортажей. 

Большое время писатель уделял работе в газете железнодорожников «Гудок». В этом издании Булгаков публиковался более 120-и раз. Параллельно он издавался в газетах «Накануне», «Известия». Михаил Афанасьевич свои размышления записывал в дневник «Под пятой», давал комментарии к работе журналистов. 

Советские издания заняли отдельное место в художественных произведениях писателя. Но, к сожалению, больше в негативном плане. Булгаков критически относился к тому, как те или иные газеты «раздували» события: сообщали о болезни Льва Троцкого, критиковали Пуанкаре или прочих «империалистических хищников». Профессор Преображенский в «Собачьем сердце» произносит такую фразу: «Если хотите сохранить хорошее пищеварение, то не читайте до обеда советских газет». 

Британский поэт Мэтью Арнолд сказал, что журналистика – это литература на бегу. Однако русские писатели-классики доказали – можно заниматься и публицистической деятельностью, и успешно писать, издавать художественные произведения. Главное – правильно распределить время, не бояться предлагать и реализовывать идеи и быть уверенным в правоте своих действий.

48

Запись на бесплатное пробное занятие

Поиск по сайту