Школа журналистики
имени Владимира Мезенцева
при Центральном доме журналиста

«А эти ночи в Крыму теперь кому?»…

Прошло больше двух лет с присоединения Крыма к России, но шутки про Крымнаш (мой текстовой редактор перестал выделять этот неологизм красным) до сих пор слышны. Если не считать этих выступлений школьных команд КВН и просмотра фото и новостей, то с Крымом я раньше знакома не была. И вдруг в сентябре классный руководитель предложила нам поездку по национальной программе «Культура Крыма – детям». Заплатить нужно было только за четыре перелёта, программа экскурсий выглядела разнообразной и интересной, а чемодан за месяц устал мёрзнуть на балконе. Решено – еду!

10 октября

Северодвинск, автобусная остановка около ДЮЦа. Как назло, я езжу на автобусе, который ходит, дай бог, раз в полчаса. А дома – несобранные вещи и невысохшие джинсы. Главное желание сейчас – успеть сложиться и поспать перед ночным авиарейсом… А вот и мой автобус! Прошлым вечером он неожиданно поехал по другому маршруту и отвез меня на кольцо Ломоносова, поэтому скрещиваю пальцы, чтобы капризный транспорт не решил снова вырваться из своих серых будней и «покреативить». Из окна вижу горящие окна полупустого ДЮЦа, где полчаса назад закончилась планёрка нашей редакции. Там я, конечно же, взялась за материал про свою поездку, и мне совсем не хочется омрачать её забытыми дома вещами.

11 октября

Симферополь, кафе-бистро. Никогда не любила ночные перелёты – это всегда скучно и муторно. Преодолев шестичасовой путь, сидим в не очень чистом кафе, перед нами сухая булка (если это, правда, булка), то ли каша, то ли молочное желе, яичница с аппетитно переливающимся под октябрьским солнцем непрожаренным желтком и блины с комочками внутри, похожими, скорее, на средство от моли, чем на творог. За окном какая-то заправка, куча мусора и ещё несколько голодных экскурсионных групп, ждущих своей очереди. Дальше должно быть лучше, правда?

Первый, и все последующие дни в Крыму нас сопровождает женщина лет 50–60 с немного скрипучим, но в целом приятным голосом – классический тип экскурсоводов. Слушать её вживую приятно, но неумение пользоваться микрофоном превращают автобусные экскурсии в сущий ад. Героически выдержав полчаса, мы всё же сдаёмся, кладём головы друг другу на плечи и засыпаем. Памятники и достопримечатель ности пока не особо интересуют нас, уставших и убаюканных мерным треском динамика. Единственным местом, которое произвело на нас впечатление, стал «Красный» – совхоз вблизи Симферополя, на территории которого фашисты организовали самый крупный в Крыму лагерь смерти, где было замучено около 15 тысяч человек. Вечный Огонь, мемориал памяти с братской могилой и Сквер памяти на месте сожжения… Обратно в автобус мы сели в подавленном настроении, и какое-то время не могли отойти от этого.

Дальше из экскурсионной программы мне трудно что-то припомнить. Выспавшись, мы заселились в пансионат. Быстро положив сумки и немного приведя себя в порядок, мы тут же побежали на набережную, к морю. Вечер – самая приятная часть дня. Бурное море, пустынные улицы и хорошая компания сделали его самым ярким воспоминанием о первом дне крымских «каникул».

Алушта, пансионат «Горизонт». Здесь мы будем ночевать три ночи.

12 октября

Видимо, вчера мы «настрадались» за всю поездку, потому что сегодняшний день оказался замечательным. В девять утра мы сели в автобус и стали жадно смотреть в окна. В сравнении с вчерашними грязноватыми пейзажами проезжали мы просто какую-то страну чудес. Лазурное море, яркое солнце и зелёные деревья пролетали мимо нас.

Первой достопримечатель ностью, которая буквально влюбила меня в себя, стал средневековый рыцарский замок «Ласточкино гнездо». Путь в 1200 ступенек останавливает многих туристов, предпочитающих любоваться венцом Аврориной скалы со смотровой площадки или бухты. Но мы, полные энергии и сил девятиклассники в поисках приключений, конечно, смело побежали по лестнице. Назад возвращались с меньшим энтузиазмом, но прекрасный вид, ленточки на дереве желаний и несколько красивых фотографий того стоили.

Следующим пунктом назначения стал Ливадийский дворец, который был южной резиденцией таких российских императоров, как Александр III и Николай II . Красивый внутри и снаружи, дворец обладает интересной историей, жаль, что попавшийся нам экскурсовод умудрился утомить нас уже со второй реплики.

13 октября

Вчера после познавательной, но не особо интересной экскурсии по ялтинскому дому-музею Антона Павловича Чехова «Белая дача» мы поехали в пансионат. Было ужасно обидно, что из-за неожиданной смены погоды экскурсию по набережной пришлось отменить. А сегодня, на третий день поездки, с самого утра мы уже на ногах, готовые знакомиться с Севастополем. Дорога занимает многовато времени, но затёкшие ноги мы смогли размять, прогуливаясь по побережью историко-археоло гического заповедника Херсонеса Таврического. После экскурсии нам дают время поближе посмотреть на руины античного полиса и даже полазить по ним. Порванные джинсы и разбитые коленки не смогли испортить мне настроение – оно на высоте!

После обеда в живописном кафе неподалеку от заповедника мы поехали в музей «Панорама обороны Севастополя». Панорама представляет собой огромную картину длиной 115 и высотой 14 метров, размещённую в здании цилиндрической формы со смотровой площадкой в центре. Художники в деталях воссоздали картину героического подвига русского народа: храбро сражающиеся солдаты, раненые воины, медсёстры, командиры и даже священник… Их образы настолько реалистичны, что оживают на наших глазах.

14 октября

Последний день выдался более чем насыщенным. Дополнительно заказанная нами экскурсия в красивый, но большой и жуткий Воронцовский дворец оказалась слишком короткой, зато у нас было время прогуляться по огромному саду на его территории. Дальше расписание выглядело так: дорога до пансионата – обед – дорога из пансионата – ужин, и мы должны были спокойно в него уложиться, но того, что можно попасть в пробку, никто не предусмотрел. И только благодаря виртуозным пируэтам нашего водителя и сданным нами на хорошие оценки нормативы по бегу мы еле-еле успели на регистрацию и не опоздали на самолёт. На этом наши приключения закончились, думала я, но… глубоко ошибалась. Уже прилетев в Архангельск, выехать из него сразу же мы не успели из-за развода мостов.

Хорошо, что «Макдональдс» работает круглые сутки!

15 октября

Вот и закончилось наше короткое, но очень насыщенное путешествие на остров Крым. Хоть из-за пропущенной недели дома нас ждали горы домашнего задания и длинные «хвосты» по всем предметам, сил для разгребания всего этого мы точно набрались. Поездка стала одним из самых ярких и интересных событий моей осени, и я безумно благодарна своему 9А классу и нашему классному руководителю Марине Сергеевне Армутовой за такую возможность и приятную компанию!

Некрасова Дарья

Ученица 9-го класса Лицей 17 Архангельская область г. Северодвинск

Запись на бесплатное пробное занятие