Школа журналистики
имени Владимира Мезенцева
при Центральном доме журналиста

Александр Лабыкин: «Основная задача моя и моих коллег не заставить читателя убедиться в нашей интеллектуальной подкованности, а доступно растолковать материал, который будет полезен широким массам»

Интервью с обозревателем журнала «Эксперт» о ремесле аналитического журналиста и развитии отечественной фармакологической отрасли в настоящее время.

Александр Лабыкин

— Сейчас, бесспорно, аналитическая журналистика крайне актуальна и востребована, но это скорее тенденция последних 10-ти лет. Александр, почему вы выбрали именно это направление?

— По сути, я пришел к аналитической журналистике естественным путем, опробовав себя в разных жанрах. Еще будучи студентом теле-радио модуля в КазГУ (Казахский государственный университет им. С.М. Кирова, ныне — Казахский национальный университет имени аль-Фараби), я понял, что это направление не для меня — все слишком упрощенно, довольно поверхностно, «набегу». Придя в «Новое Омское Слово», одно из первых мест работы, я нащупал свои болевые точки по части профессионализма и набрался опыта в базовых навыках журналиста: где и как добывать информацию, с кем и как общаться. Чем больше я узнавал, изучал, работал,  тем яснее осознавал, что мне хочется не просто писать информационные заметки, а более глубоко их осмысливать, видеть ситуацию в целом, и, конечно, помогать читателю получить внятное представление о том, что сейчас происходит вокруг нас с вами. И только попав в «Эксперт», я напитался информацией на федеральном уровне, и у меня появилось четкое понимание экономических трендов и принципов работы различных рынков.

— Пару слов о ремесле. Без чего не может получиться хороший аналитический материал?

— Главный критерий качественной аналитической заметки — это внятно и понятно растолковать, что происходит, почему и к каким последствиям это может привести. Далее, уже в рамках темы, необходимо задаться вопросами: почему то или иное событие стало возможным, что могло его предотвратить,  кто его допустил и как все обстояло на самом деле. Всегда необходимо услышать живой рассказ участника события, скажем, человека с рынка. Очень важно, чтобы у самого журналиста было видение полной картины произошедшего со всеми причинно-следственными связями — когда будет это видение, можно браться и за работу над текстом. И, конечно, немаловажна достоверность. Как бы не хотелось поддаться соблазну выдать желаемое за действительное, нужно помнить, что мы работаем прежде всего с фактами.

— Какие ошибки вы наблюдаете в работе начинающих аналитических журналистов?

— Основная ошибка начинающих журналистов, работающих в этом жанре — мудреный язык и излишняя научность текста. Обилие канцеляризмов и узкопрофильных терминов отнюдь не показатель качества материала, а, скорее, факт неопытности. Основная задача моя и моих коллег не заставить читателя убедиться в нашей интеллектуальной подкованности, а доступно растолковать материал, который будет полезен широким массам. Кроме того, часто в погоне за сенсациями начинающие авторы не считают нужным найти хотя бы два источника, подтверждающие ту или иную информацию. Это ведет к репутационному риску как самого журналиста, так и целой редакции.

— Предлагаю на практике погрузиться в мир аналитической журналистики. Обратимся к вашей крайней заметке («Фармотрасль движется к истокам» — статья Александра Лабыкина от 17.07.23 для журнала «Эксперт»). Ваш собеседник, Александр Семенов (Президент АО «Активный компонент»), упомянул государственную программу «Фарма-2030». Чем она будет отличаться от предыдущей — «Фарма-2020»?

— Преимущественно основной задачей — разорвать зависимость от импорта по части производства фармакологических субстанций. Цели предыдущей программы были менее обширны и значимы конкретно для отечественного рынка: сосредоточенность на локализации производства иностранных фармпрепаратов в России. Отрасли как таковой у нас еще нет, нужно ее создавать поступательными, но вполне основательными действиями — этим и займется упомянутая программа, доводя до ума результаты прошлой «Фармы-2020».

— Действительно ли внедрение на фармпредприятиях электронной платформы для прослеживаемости всех этапов производства сможет в полной мере контролировать качество продукции? Есть ли еще какие-то методы?

— Сейчас только формируются условия тендера, программа еще не вошла в обиход в полной мере — поживем, увидим. Пока ясно одно: цифровая система отслеживания сможет отфильтровать тех производителей, кто закупает субстанции за рубежом и, после очистки, выдает их за отечественные. Хотя такие случаи и не являются вопиющими, мы все-таки говорим о добросовестном развитии отечественного рынка за счет производства собственных субстанций. А так, существует единая государственная система контроля качества фарм-препаратов. Они проходят целый каскад экспертиз. И далее, уже в процессе производства и продажи, все образцы неоднократно проверяются. Не секрет, что у нас на рынке в обход лабораторных исследований проскакивают нелегальные препараты, но сейчас это уже редкость. Здесь дело не в том, что наша система контроля качества неисправна — напротив. Главная задача сейчас — отсеять тех, кто не должен получать преференции за то, что они просто очищают субстанции.

— Не кажется ли вам ситуация, сложившаяся на российском рынке фармакологии удручающей ввиду роста монополизма?

— Я решительно не наблюдаю процесса монополизации. Конечно, среди фармакологических компаний есть такие флагманы, как «Фармасинтез», «Промомед», но ведь они абсолютно заслуженно являются лидерами рынка, так как выходят на полный цикл производства субстанций. Другой вопрос, что отрасль сейчас действительно развивается не самым стремительным образом, в первую очередь потому, что государство еще не выстроило рабочую систему стимулов. Сейчас развитие отечественного рынка фармакологии держится в том числе на таких энтузиастах, как мой собеседник Александр Семенов, который работает в первую очередь за идею.

4

Запись на бесплатное пробное занятие

Может быть интересно:

Поиск по сайту