Школа журналистики
имени Владимира Мезенцева
при Центральном доме журналиста

Блеск и нищета глянца

DSCN2435

Модную журналистику часто не воспринимают серьезно. Многие молодые люди и девушки стремятся попасть в глянцевые журналы, ожидая, что работа там будет легкой и приятной, не более того. Но разговора с профессионалом достаточно, чтобы понять, что это большая ошибка.

Узкий серый коридор, еще более сужаемый коробками, разбросанными по сторонам, ненужными плакатами, сваленными в кучи в небольших нишах, внушительные стопки каких-то бумаг и оберток. Небольшая переговорная за стеклянными дверями, из-за которых любопытно поглядывают на чужих проносящиеся мимо с папками люди, доска, исписанная английской грамматикой, круглый стол. В этом удивительном месте мне предстояло провести немалую часть дня.

Нас встретила Алиса Радлова, и она – главный редактор популярного и уникального для большой семьи Cosmo журнала Cosmopolitan shopping , выходящего пока только в России. А длинный коридор с внушительной высоты потолками – это связующее многочисленные редакционные комнаты место, в котором могут встретиться работники всех подразделений Cosmopolitan .

Никаких блесток и мишуры – только здоровая рабочая обстановка, разбавленная яркими картинками на доске с версткой следующего номера, и разноцветными стенами по выбору редакции. Так в этот день я начала наблюдать, как рушатся стереотипы о модной журналистике, которые ярко обрисовала беседа с Алисой Радловой, как видно, давно мечтающей об их «разоблачении».

Итак, миф первый: главный редактор модного журнала – это небожитель, не касающийся «низких» материй и чуждающийся обыденных вещей.

Алиса Радлова – прежде всего профессионал, который много работал, чтобы получить такую должность. Перед тем, как стать главным редактором, она прошла все этапы работы в модной журналистике – от младшего ассистента стилиста, подкалывающего вещи на съемках, до редактора моды в журнале « Glamour », поэтому хорошо знакома со всеми этапами, предшествующими появлению журнала на полках магазинов. Да и вообще, она очень дружелюбна и приятна в разговоре, в ходе которого, нам, только начинающим журналистам, удалось почувствовать себя полноценными и интересными собеседниками.

DSCN2447

Возможно, миф о недосягаемости для простых смертных главного редактора глянцевого журнала появился благодаря зарекомендовавшему себя профи модного мира, главе американского Vogue Анне Винтур, ставшей прототипом для образа героини Мерил Стрип в фильме с обязывающим названием «Дьявол носит Prada ». Безусловно, в Vogue , работают профессионалы, в том числе и в русском, отмечает Алиса Радлова. Она особенно ценит экс-главреда журнала Алену Долецкую, но журнал в нашей стране, по ее мнению, пошел «не в ту сторону», провозглашая культ светской жизни, дорогой, недоступной и роскошной, а не моды. Возможно, также с этим связан вышеназванный стереотип.

Миф второй: главный редактор глянцевого журнала создает модные тенденции, возвышая на Олимп одни творения дизайнеров и сбрасывая с него другие.

Слоган телеканала «НТВ» в начале 90х : «Новости – наша профессия», и газеты «Коммерсант» в настоящее время — «Новости не выбирают», конвертированный в модную плоскость, тождественен принципам «глянца». Произвола в отношении к информации в модной журналистике не допускают так же, как и в журналистике деловой. Алиса подчеркнула, что у журналов имеются определенные, строго соблюдаемые, правила обращения с тенденциями. Даже если лично ей какие-то из новых веяний не нравятся, она не в праве запретить рассказывать о них на страницах журнала.

Миф третий: жизнь модного журналиста – это череда вечеринок и увеселительных мероприятий.

Главный редактор Cosmopolitan shopping улыбается: у нее так много работы, что «тусовки» совсем не входят в ее планы. Даже посещая Недели Моды, она, прежде всего, работает, и во время перелета между Нью-Йорком и Миланом не спит, не пьет шампанское, а в последний момент пишет свою колонку, открывающую журнал и задающую, по словам самой Алисы, определенное настроение читательнице на весь номер.

Миф четвертый: стать главным редактором – предел мечтаний любого модного журналиста.

Алиса Радлова ни в коем случае не согласна с этой формулой. Она не остановится на достигнутом и, возможно, в будущем создаст собственное издательство. Она вообще сторонник идеи, что нельзя довольствоваться только тем, что удалось получить, всегда нужно к чему-то стремиться, утверждает она. Но на вопрос, чего же не хватает российской модной журналистике и что она могла бы добавить, скромно просит возможности не давать ответ: в ее голове уже назрели серьезные планы, которые она, как настоящий профессионал, пока хочет сохранить в тайне.

Но уже сейчас в Cosmopolitan shopping видны ее креативные новшества. Журнал предстал в обновленном виде, выйдя на новый уровень взаимодействия с читателями, чему современные модные издания могли бы позавидовать. Происходит это благодаря интеграции с сайтом, на котором девушки размещают свои фотографии в определенных образах, надеясь, причем не безосновательно, оказаться на страницах любимого издания, и впоследствии так и происходит.

Миф пятый: модная журналистика – это легко.

Подобное утверждение расстраивает и Алису Радлову и ее коллегу, Ксению Рузанову, редактора сайта Cosmopolitan shopping . Обе с жаром начинают доказывать ошибочность этого распространенного мнения. Ксению возмущает, что люди зачастую думают: «Раз не получилось писать о политике, пойду в моду, там-то точно все проще». А ведь работа в качественном «глянце» требует мощного пласта знаний, так как мода — это не мишура и стразы и не яркая реклама на блестящих страницах, а обширное культурное явление с богатой историей и своими героями.

Необходимо не только понимать, что пиджак с кружевной спиной впервые придумали не в сезоне 11/12, а еще в прошлом веке, в мастерских кутюрье Yves Saint Laurent , но и грамотно излагать свои мысли. Обоих умений часто не достает у тех, кто идет работать в «глянец». Одна из основных проблем, по мнению Алисы, это, конечно, недостаток специального образования и непонимание моды как определенной культуры и эмблемы той или иной эпохи.

В редакции журнала из тринадцати человек только один пишущий редактор, которого нашли с немалым трудом. Катастрофический недостаток квалифицированных кадров – это и есть та самая «нищета» глянца, являющегося, с одной стороны, одним из наиболее прибыльных секторов прессы, а с другой – не заслужившим должного уважения сегментом печати.

Так, в один день своей жизни я убедилась, что любое журналистское творение, посвященное хоть политике, хоть туфлям, хоть автомобилям — это результат серьезного и многоступенчатого труда, о котором зачастую забывают читатели, с легкостью поддающиеся стереотипам, созданным массовой культурой.

Фото автора.

5

Запись на бесплатное пробное занятие

Может быть интересно:

Поиск по сайту