Школа журналистики
имени Владимира Мезенцева
при Центральном доме журналиста

Чем страннее произведение, тем лучше

Николай Болошнев, , писатель , автор романа «ЦИФМИН»,  литературный гид и публицист, автор  цикла «конспирологических сказок», премьера  которого состоится  осенью этого года  о  том какие качества необходимы для того чтобы стать писателем и как создать бестселлер.

Николай Болошнев

 В вашей книге «ЦИФМИН» вы говорите правду,  не стесняясь в выражениях. Скажите, коллеги читали вашу книгу? Как они о ней отзывались?

–  Те, кто читал, сказали, что понравилось. Они безусловно узнали некоторые рабочие ситуации, с которыми мы сталкивались.  У героев романа нет прямых прототипов в жизни, скорее это собирательные образы.  Мы не поссорились с коллегами после того, как они прочитали книгу. В целом, я думаю, это хороший знак. 

 Роман «ЦИФМИН» имеет какие-то сюжетные аналогии с романом Кафки «Замок»?

–  Да, действительно по духу похоже на Кафку, правда скорее на «Процесс», а также на  русских абсурдистов. Основной нерв романа в конфликте человека и организации. Абсурд — инструмент, который помогает выявить все скрытое.

 В вашей книге вы показали острую социальную проблему. Как вы думаете, эта бюрократическая система может быть улучшена каким-то образом?

–  Думаю ,нет. Впрочем, передо мной стояла совсем другая задача. Показать мир чиновников изнутри. Это больше похоже на рассуждение о том, как человек чувствует себя внутри бюрократической структуры. Ведь любая структура подминает под себя, и, когда ты в ней находишься, ты все больше чувствуешь себя винтиком в системе. А дальше все зависит от обстоятельств, которые вынуждают тебя действовать определенным образом. Все как в игре: если ты постоянно делаешь плохой выбор, то становишься «демоном», а если хороший, то «ангелом».

И это мне хотелось показать: бюрократия создавалась как человеческая машина, организм,  сотканный из людей. Человек низводится до функции и принимает это, он не может с ней бороться . Если ты находишься внутри системы, ты так или иначе должен  согласиться с ее правилами и играть по ним . А дальше человек свыкается и существует в заданной бюрократической структурой логике.

 Как думаете, название книги влияет на успех произведения?

–  Думаю, что да.  Но хорошее название подобрать не просто. Я прибегал к помощи издательства, мы  вместе выбирали вариант, который сможет «зацепить» читателя. Однако, до конца никогда не угадаешь.

 Как понять, есть ли у человека талант к писательству? Или все выявляется методом проб и ошибок?

–  Вопрос нетривиальный. С одной стороны, можно спросить кого-то и послушать его мнение в качестве эксперта. Но мнения бывают разные. Плохая или хорошая оценка не определяет тебя как писателя. Чужое мнение в конечном счете ни о чем не говорит.  Есть много писателей, которые не могли опубликоваться при жизни, но стали классиками посмертно.

Нужно верить в себя, и крайне важно найти свой язык, свою тему. Если вы чувствуете, что нащупали их и готовы их развивать, можете считать себя писателем. А есть талант или нет -вопрос очень субъективный.

 Был ли у вас какой-либо трогательный момент, определивший вас как писателя?

–  Какой-то  стартовой точки не было.   В детстве мне просто нравилось сочинять истории, и я их особо не пытался записывать.  Когда я был в старшей школе, я понял, что можно придумывать  литературные сюжеты. Мне очень нравился Хемингуэй и я пытался ему подражать.  Затем опытным путем я постепенно начал понимать, как мне на самом деле стоит писать, и учился этому.

 Что для писателя важнее: жизненный опыт или знания?

–  Интуиция: где  и что можно поймать в плане сюжетов и идей. Жизненный опыт полезен, но если он не проанализирован и не переработан, то он не помогает. Знания тоже хороши, но абстрактная эрудиция почти ничего не дает. Главное, что писателю нужно — поймать сюжет, а жизненный опыт (свой или чужой) будет полезен как дополнение. Не менее важно найти «искру», то есть конфликт, противоречие, которое ляжет в основу сюжета.

 Какая книга для вас стала вдохновителем в последнее время?

–  Мне очень понравилась книга Роман Михаилев «Ягоды». Это книга сказок. Когда я писал свои конспирологические сказки, я читал произведения, которые в этом жанре создавали другие авторы. Меня также очень впечатлил мексиканский писатель Хуан Рульфо, его книги «Равнина в огне» и «Педро Парамо». Его считают первым магическим реалистом, без которого не было бы «Ста лет одиночества» и других шедевров латиноамериканской литературы.

 Какие можете дать рекомендации, чтобы написать бестселлер?

–  Универсального рецепта как написать бестселлер нет. Если мы посмотрим на все книги за последний год,  то можем убедиться в том ,   что этих книг не  так много. Кроме того, все эти книги были маргинальные.  Нужно писать о том, что интересно тебе .  Невозможно подстроиться под читателя.  Пока ты пишешь, у него десять раз перестроятся вкусы. На примере книги «Гарри Поттер»  – никто не хотел читать эту книгу и не было очевидно, что эта серия могла стать бестселлером.

 Какие, на ваш взгляд, главные навыки для писателя?

–  Организовывать свое время, вести писательский блокнот, где  фиксировать все, что привлечет внимание, развивать чувство интуиции и быть открытым к ко всему новому и необычному . Писатель должен быть как губка – впитывать много информации. В итоге она перерабатывается мозгом, создаются причудливые комбинации, и из этого рождается что-то с чем можно работать.

 Какие книги или фильмы помогут сформировать писательское мышление?

– Я советую читать абсурдистов и сюрреалистов, потому что они  помогают нестандартно смотреть на жизнь. Николай Гоголь, Даниил Хармс, Николай Олейников, Михаил Булгаков.  , Отдельно и от всего сердца рекомендую читать Андрея Платонова, у него абсолютно уникальный стиль. В кино хороши фильмы Дэвида Линча, Терри Гиллиама, юмористические скетчи группы «Монти Пайтон». В целом, чем страннее, тем лучше.

1

Запись на бесплатное пробное занятие

Может быть интересно:

Поиск по сайту