Top.Mail.Ru
Мультимедийная журналистика

О курсе

Радиостанции переходят на YouTube, в газетах появляется инфографика, а редакции телеканалов ведут трансляции в социальных сетях. Мы знаем, как идти в ногу со временем и оставаться конвергентным журналистом!

У нас ты научишься писать репортажи, сформируешь персональный бренд, овладеешь навыками работы с фото- и видеоредакторами, а также освоишь правила сторителлинга. Навыки написания текстов пригодятся тебе при написании школьных сочинений и сдаче вступительных экзаменов на журфак. 

Подготовкой абитуриентов займётся старший преподаватель кафедры истории русской литературы и журналистики факультета журналистики МГУ Егор Сартаков

Кроме того, вместе с преподавателями факультета журналистики МГУ и журналистами «Первого канала», «Новой газеты», журналов "Hello" и «Русский Репортер» ты сможешь создать собственный мультимедийный проект на платформах «Яндекс.Дзен», Tilda, Readymag. Ты также снимаешь серию вирусных роликов или запишешь аудиоподкаст. 

В программе – занятия по визуализации данных, культурная журналистика, курсы «Связи с общественностью», «Медиатекст и контент-продюсирование» и «Конвергентные СМИ». 

Для кого, когда, где 

На отделении ждут учеников 8-9 классов. 

Занятия проводятся каждое воскресенье с 9:40 до 14:00 в Кинозале в Центральном Доме журналиста. 

Стоимость

18 000р. при оплате за триместр (250 р. за ак. час)
32 000р. при оплате за два триместра (222 р. за ак. час)
44 000р. при оплате за весь учебный год (203 р. за ак. час)

Также имеются социальные скидки. Для получения нужно обратиться по тел. +7 (495) 364-42-83 и написать на почту info@journs.ru

Предусмотрена беспроцентная рассрочка. Есть возможность оплатить обучение средствами мат. капитала.

О курсе

Радиостанции переходят на YouTube, в газетах появляется инфографика, а редакции телеканалов ведут трансляции в социальных сетях. Мы знаем, как идти в ногу со временем и оставаться конвергентным журналистом!

У нас ты научишься писать репортажи, сформируешь персональный бренд, овладеешь навыками работы с фото- и видеоредакторами, а также освоишь правила сторителлинга. Навыки написания текстов пригодятся тебе при написании школьных сочинений и сдаче вступительных экзаменов на журфак. 

Подготовкой абитуриентов займётся старший преподаватель кафедры истории русской литературы и журналистики факультета журналистики МГУ Егор Сартаков

Кроме того, вместе с преподавателями факультета журналистики МГУ и журналистами «Первого канала», «Новой газеты», журналов "Hello" и «Русский Репортер» ты сможешь создать собственный мультимедийный проект на платформах «Яндекс.Дзен», Tilda, Readymag. Ты также снимаешь серию вирусных роликов или запишешь аудиоподкаст. 

В программе – занятия по визуализации данных, культурная журналистика, курсы «Связи с общественностью», «Медиатекст и контент-продюсирование» и «Конвергентные СМИ». 

Для кого, когда, где 

На отделении ждут учеников 8-9 классов. 

Занятия проводятся каждое воскресенье с 9:40 до 14:00 в Кинозале в Центральном Доме журналиста. 

Стоимость

18 000р. при оплате за триместр (250 р. за ак. час)
32 000р. при оплате за два триместра (222 р. за ак. час)
44 000р. при оплате за весь учебный год (203 р. за ак. час)

Также имеются социальные скидки. Для получения нужно обратиться по тел. +7 (495) 364-42-83 и написать на почту info@journs.ru

Предусмотрена беспроцентная рассрочка. Есть возможность оплатить обучение средствами мат. капитала.

Программа курсов

Медиатекст и контент-продюсирование


Блок первый «Как находить материал для историй»

1. Правила сторителлинга

2. «Не знаю, о чем писать». Как найти тему

3. Как сделать так, чтобы ваш текст дочитали до конца. Идея материала

4. Как работать с документами и блогами. Источники информации.

5. Интервью и комментарий. Как общаться с людьми, чтобы они рассказывали больше

6. Основные ошибки журналиста при сборе информации

7. Учимся отсекать лишнее. Как отобрать информацию для текста

8. «Пробелы» в тексте. Что делать, если информации недостаточно

9. Говорящие детали в текстах. На что должен обращать внимание журналист

10. «Репортаж с самого скучного мероприятия». Можно ли рассказывать истории, если в жизни ничего не происходит?

Блок второй «Как оформлять истории»

11. Жанры и форматы. Как писать в эпоху нарративов и карточек

12. Композиция текста

13. Структура текста и оформление мысли

14. Фактчекинг. Как распознать тексты, в которых нас обманывают

15. Доказательная база. Чем убеждать читателя

16. Оформление прямой и косвенной речи

17. Как убрать воду из текста

18. «Перестаньте оценивать!». Как отличить оценку от конструктивного мнения

19. Нужны ли медиатексту эвфемизмы? Как писать про инвалидность, секс и смерть

20. Как писать проще. Синтаксические ошибки

21. Тексты без официоза и штампов. Стилистические ошибки

22. Что такое дидактика

23. Специфика написания текстов для соцсетей

24. Работа с заголовком и подзаголовком

25. Как облегчить работу вашему редактору в СМИ

Блок третий «Как продвигать эти истории»

26. Продвигаем себя. Как составить хорошее резюме

27. Почему одни блогеры популярные, а другие нет? Как улучшить тексты в соцсетях

28. Работа с «Яндекс.Дзен»

29. Работа с Tilda

30. Как предлагать темы и тексты в редакции

Связи с общественностью (Public relations)


1) Отличия PR от журналистики и рекламы. Сущность, функции, модели, инструменты PR. 
Задание: придумайте свою PR-кампанию (придумайте объект и идею, поставьте цели, продумайте имидж, который вам необходимо создать, распределите обязанности, определите инструменты, которые будете использовать) 
2) Социальная сфера сегодня. Особенности функционирования. PR НКО и социально значимых проектов. Инструменты, кейсы 
Задание: придумайте свою PR-кампанию в социальной сфере (придумайте объект и идею, поставьте цели, продумайте имидж, который вам необходимо создать, распределите обязанности, определите инструменты, которые будете использовать, учитывая особенности сферы) 
3) Взаимодействие PR-специалистов с журналистами, коллегами, подрядчиками. PR-специалист как лицо бренда: секреты успешного выступления, интервью 
Задания: решение проблемных случаев, задаваемых педагогом, в командах. Интервьюирование друг друга и дальнейший разбор проблемных моментов. 
4) Как подавать информацию? Тексты PR: отличия от журналистских и рекламных, жанры, форматы 
Задание: напишите и заинтересуйте в вашем событии/проекте (выберите один из разобранных жанров). При необходимости – попробуйте себя в другом жанре. 
5) Сторителлинг как основной жанр журналистики и PR социальной сферы. Фандрайзинговый текст и фандрайзинговые события как часть PR в социальной сфере 
Задания: выберите героя и напишите его историю, соблюдая фандрайзинговые цели. При необходимости – доработка. 
6) Социальная реклама (наружная, ТВ, радио), ее особенности, цели и задачи. 
Задания: проанализируйте примеры. Придумайте рекламу для своего проекта, объясните ее цели и задачи. 
7) Ведение социальных сетей и блога НКО: особенности контента в социальной сфере, продвижение, привлечение ЦА 
Задание: продумайте страницу своего проекта и ее ЦА, напишите описание, пост. 
8) Сайт и лэндинг в социальной сфере: задачи и особенности оформления 
Задания: найдите ошибки в тех или иных примерах; придумайте способы оформления и продвижения своего проекта. 
9) Имидж в PR, особенности его создания в социальной сфере. Использование пресс-конференций, презентаций, интервью и других, уже разобранных, инструментов. 
Задания: разбор кейсов, удачных и неудачных примеров создания имиджа в социальной сфере. Продумайте образ своего проекта и лиц, представляющих его, в деталях.

Гуманитарный курс


Преподаватель - Ph.D. in politics (Georg-August-Universität), журналист, медиаменеджер Артур Владимирович Каплан.

Занятие №1
Тема: История возникновения журналистики. Жанровые особенности.

Занятие №2

Тема: История международной журналистики XVI-XVII в.в.

Занятие №3
Тема: История международной журналистики XVIII-XIX в.в.

Занятие №4
Тема: История отечественной журналистики XVIII-XIX в.в.

Занятие №5
Тема: История российской дипломатии XVII-XX в.в.

Занятие №6
Тема: Власть и СМИ в Германии, Австрии, Швейцарии.

Занятие №7
Тема: Основные принципы журналистской деятельности в США.

Занятие №8
Тема: Возникновение современной российской журналистки. Типы редакций.

Занятие №9
Тема: Функции журналистики и её роль в системе социальных институтов.

Занятие №10
Тема: Журналистская этика. Личные качества современного журналиста.

Занятие №11
Тема: Закон о СМИ и правовые основы журналистской деятельности. Авторское право.

Занятие №12
Тема: Права и обязанности современного журналиста. Запрос на предоставление информации + правила аккредитации.

Занятие №13
Тема: Ведение аудио-, видеозаписи информации в современном медийном пространстве.

Занятие №14
Тема: Особенности государственной политики в области СМИ + обеспечение информационной безопасности.

Занятие №15
Тема: Особенности регулирования деятельности конвергентных СМИ в интернете. Виды «иных» СМИ, блогосфера.

Занятие №16
Тема: Источники информации для журналиста и работа с ними.

Занятие №17
Тема: Уотергейсткий скандал; Дело Салливана против «The New York Times» и другие громкие журналистские скандалы.

Занятие №18
Тема: «Новая журналистика». Гонзо журналистика.

Занятие №19
Тема: Плагиат в современной журналистике.

Занятие №20
Тема: Fake news. Клевета. Защита деловой репутации. Факт чекинг.

Инфографика


практический курс

«Визуализация данных и инфографика»

 

 

Цель курса – познакомить студентов с понятием «инфографика», научить создавать инфографические проекты в доступных интернет-сервисах. Во время обучения слушатели узнают, как собирать и анализировать информацию, как графически представлять данные и с помощью них рассказывать истории. Как красиво преподносить материал: работать с композицией, цветом и типографикой, а также правильно использовать авторский контент в своих работах.

На занятии мы будем развивать навыки критического мышления: рассмотрим примеры неточных визуализаций, научимся анализировать инфографику и делать правильные выводы. Поработаем в командах: распределим роли и задачи, попробуем с нуля собрать проект. Подключим нашу креативность: превратимся в мечтателей и устроим брейнсторм идей для финальной работы.

 

Результат.

 

По окончании курса студенты смогут:

·       находить и анализировать информацию

·       применять способы визуализации данных в работе

·       критически относится к информации: отличать хорошую инфографику от плохой, видеть манипуляцию данными в графиках

·       обладать базовыми знаниями в работе с композицией, цветом и типографикой

·       работать в онлайн-сервисах для создания инфографики, презентаций и лонгридов

·       использовать особенности восприятия визуальной информации при создании инфографики

·       планировать и управлять процессом работы

·       взаимодействовать в команде, учитывать мнения участников группы

·       презентовать свою работу перед публикой

 

Система оценивания.

 

Контроль по курсу будет осуществляться в виде проверки домашних заданий, которые могут представлять собой визуальное исследование, аналитическую или творческую работу. Итоговой проверкой знаний станет презентация инфографического проекта на базах сайтов Tilda.com, Infogram.com  и Canva.com.

 

 

 

Содержание курса.

 

Занятие 1

Знакомство.

Что такое инфографика?

Отличие инфографики от иллюстрации.

История инфографики.

Знакомство с лучшими редакциями и компаниями, создающими инфографику.

 

Занятие 2

Классификация инфографики.

Приемы: 3D-графика, big data.

Этапы создания инфографики.

Формирование команд.

Распределение ролей.

Брейнсмотрм будущей темы проекта.

 

Занятие 3

Как собрать или найти данные для инфографики.

Как из данных получить выводы.

Форматирование информации.

 

Занятие 4

Типология визуализации данных.

Манипуляция графиками.

Знакомство с сайтом infogram.com.

 

Занятие 5

Сторителлинг.

Характеристики истории.

Этапы создания повествования: «путешествие героя».

Инфографика как рассказ.

Принцип 5W.

 

Занятие 6

Понятие «лонгрид».

Просмотр и анализ лучших мультимедийных историй.

Знакомство с сайтом Tilda.com.

 

Занятие 7

Техника создания презентаций.

Инфографика в презентациях.

Обзор инструментов для создания презентаций: Prezi.com, canva.com.

 

Занятие 8

Основы композиции.

Особенности восприятия.

Техника коллажа.

 

Занятие 9

Цвет.

Цветовой круг Иттена.

Психологические воздействия цвета.

Подбор цветов для финального проекта.

 

Занятие 10

Типографика.

Краткий курс по классификации шрифтов.

Принципы хорошей типографики.

Разработка собственного шрифта.

 

Занятие 11

Журналистская работа при подготовке инфографики.

Знакомство с сервисами по машинной обработке текстов.

Написание текстов для проекта.

 

Занятие 12

Иллюстрации и векторные изображения.

Создание простейших иллюстраций для проекта.

Знакомство с сервисами с бесплатным доступам к иконкам и картинкам.

Подборка необходимых визуальных дополнений к проекту.

 

Занятие 13

Авторское право.

Правила работы с авторским контентом.

 

Занятие 14

Большое практическое занятие по закреплению навыков, разбор результатов, подготовка к защите проекта.

 

Занятие 15

Защита проектов.

Разбор полетов.

Оценка аудитории.

Авторский курс Николая Фохта


Николай Фохт-бывший главный редактор СНОБ.РУ и сайта "Русский пионер", а ныне преподаватель Школы журналистики имени Владимира Мезенцева при Центральном Доме журналиста. 

1 занятие «Газета»

Классика жанра: как правильно охотится за сенсацией в газете. Как была устроена жизнь в газете. Вечная, «литературная» и «киношная» проблема выбора журналиста: сенсация или справедливость. Проблема «оператора, который снимает тонущего человека».

 

2 занятие «В движении»

Журналист светской хроники  - о чем вообще речь? Кому нужна желтая пресса, журналистика ли это вообще. Особенности, приемы светской журналистики.

 

3 занятие «Мужчины, которые ненавидят женщин»

Социальная расследовательская журналистика. Особенности жанра. Приемы и методы. Риски для автора и для издания.

 

4 занятие «Вся президентская рать»

Политическая расследование. Работа с источниками. Удаленные, холодные и горячие телефонные интервью - особенности, некоторые приемы. «Зацепки», преодоление сомнений в своей правоте. Взаимоотношения с редактором. Юридическая помощь.

 

5 занятие «Ничего, кроме правды»

Журналист против государственной машины. Защита источника. В чем смысл не идти на компромисс и следовать профессиональной этике. Что выше, закон или профессиональная этика?

 

6 занятие «Гражданин Кейн»

Зарождение принципов журналистики 20 века. Магия журналистики, притягательность. Медиа как инструмент - в политике, бизнесе, искусстве. Проблема конфликта интересов.

 

7 занятие «Вероника»

Криминальная журналистика. Работа с «грязными», «токсичными» источниками - допустимая степень компромисса. Личная смелость и профессиональный долг - это одно и то же?

 

8 занятие «Журналист»

Ключевые заблуждения общества о журналистской профессии. Фейк, который мотивировал миллионы выбрать профессию журналиста.

 

9 занятие «The Post»

Медиа с точки зрения бизнеса: экономика и мораль. Ответственность и смелость издателя. Медиа делают не только журналисты. Насколько верен принцип кто платит, тот и заказывает музыку в медийном бизнесе.

 

10 занятие «Доброй ночи и удачи»

Этика личного выбора. Имеет ли право журналист пойти против интересов своего медиа, против решения руководства. Что получает журанлист, что теряет медиа от этической самодеятельности. Что получает и теряет телезритель, читатель, слушатель в результате героических действий журналиста.

 

11 занятие «Корабельные новости»

Журналистика как пристань, убежище - в чем спасительная притягательность профессии. Почему эта профессия очень выручает человека в кризисные периоды его жизни. Целебные свойства профессии.

 

12 занятие «Профессия репортер» (The Passenger)

Профессиональное выгорание. Чем отличается карьерный журналист, от журналиста, который пришел из другой профессии. Способы выживания в профессии.

 

 

 

 

 

Редакционное задание ДВИ по направлению "Журналистика"


Занятие №1
Тема: Структура ДВИ по журналистике, критерии оценивания работ, пример тем прошлых лет

Занятие №2
Тема: Образование древнерусского государства. Киевская Русь (IX-XII вв.)

Занятие №3
Тема: Русские земли и княжества в начале XII -  первой половине XIII в. Политическая раздробленность

Занятие №4
Тема: Борьба русских земель и княжеств с монгольским завоеваниями и крестоносцами в XIII в.

Занятие №5
Тема: Начало объединения русских земель

Занятие №6
Тема: Российское государство в XVI в. Иван Грозный

Занятие №7
Тема: Смутное время

Занятие №8
Тема: Польская интервенция Смутного времени

Занятие №9
Тема: Воцарение дома Романовых

Занятие №10
Тема: Россия в конце XVII -  первой четверти XVIII в.

Занятие №11
Тема: Петровские преобразования

Занятие №12
Тема: Дворянская империя во второй четверти - середине XVIII в. Дворцовые перевороты

Занятие №13
Тема: Россия во второй половине XVIII. Просвещенный абсолютизм Екатерины II

Занятие №14
Тема: Правление Павла I

Занятие №15
Тема: "Дней Александровых прекрасное начало"

Занятие №16
Тема: Восстание декабристов

Занятие №17
Тема: Правление Николая I

Занятие №18
Тема: Крымская война

Занятие №19
Тема: Начало правления Александра II: "эпоха великих либеральных реформ"

Занятие №20
Тема: Рост социального напряжения в обществе: покушения на Александра II

Занятие №21
Тема: Правление Александра III

Занятие №22
Тема: Россия в начале XX ве. (До 1917 г.)

Занятие №23
Тема: Револиюция 1917 года: от Февраля - к Октябрю 

Занятие №24
Тема: Советская Россия в 1920-е гг.

Занятие №25
Тема: СССР в 1930-е гг.

Занятие №26
Тема: СССР в годы Великой Отечественной войны

Занятие №27
Тема: Холодная война

Занятие №28
Тема: "Оттепель"

Занятие №29
Тема: "Годы "застоя"

Занятие №30
Тема: "Перестройка"

Занятие №31
Тема: Россия в 90-е годы XX в.

Занятие №32
Тема: Россия в первые десятилетия XXI столетия

Преподаватели

Елизавета Константиновна Мусина

Магистр медиаобразования,выпускающий редактор ИА «Телецентр», член Союза журналистов России

Григорий Владимирович Прутцков

Профессор Института медиа НИУ ВШЭ, доцент журфака МГУ им. М.В. Ломоносова, кандидат филологических наук, член Союза журналистов России, академический директор Школы журналистики имени Владимира Мезенцева при Домжуре

Юрий Владимирович Орешов

Руководитель отдела подкастов медиагруппы «Комсомольская правда»

Елизавета Константиновна Мусина

Магистр медиаобразования,выпускающий редактор ИА «Телецентр», член Союза журналистов России

Григорий Владимирович Прутцков

Профессор Института медиа НИУ ВШЭ, доцент журфака МГУ им. М.В. Ломоносова, кандидат филологических наук, член Союза журналистов России, академический директор Школы журналистики имени Владимира Мезенцева при Домжуре

Юрий Владимирович Орешов

Руководитель отдела подкастов медиагруппы «Комсомольская правда»