Школа журналистики
имени Владимира Мезенцева
при Центральном доме журналиста

Цветущие руины

« Один день войны приносит десять лет горя »

Восточная мудрость

«Цветы войны» — фильм, основанный на реальных событиях Японо — Китайской войны 1937 – 1945 годов , происходящей в Нанкине — тогдашней столицы Китайской Республики . Картина снята по рассказу известной китайской писательницы Ян Джелин «Тринадцать цветов Нанкина» — истории о большой любви и о большом горе.

В соответствии с исторической хронологией зрителю представлена обстановка в Нанкине в самом начале войны. Однако с первых минут мы понимаем, что боевые действия здесь идут уже давно. Герои картины не просто выжива ют в полуразваленном городе, а буквально передвигаются по пепелищу. Декорации поражают своей реалистичностью, создается впечатление, что город на самом деле уничтожили до основания .

Сюжет повествует о том, как война преображает людей. Японцы начали её неожиданно , солдаты Императорской армии убили множество мирных жителей . В Китае объявили бедственное положение только тогда, когда армия противника вторглась на территорию и уже разорила несколько крупных городов. Правительство не успело принять серьёзных мер, чтобы эвакуировать народ, а уехать из страны своими силами получалось не у всех. Те, кто остался в Нанкине оказались в западне. Люди не были готовы к войне: они не имели продовольственных запасов и даже укрытий. Война застала их врасплох. В центре внимания оказывается гробовщик — американец, приехавший выполнять заказ, и воспитанники церкви, куда он направлялся.

Типичная история, которая во времена Второй мировой войны была одинаковой у всех, в картине Чжана Имоу приобретает особый смысл. Фильм носит широкомасштабный  характер, потому что помимо проблем войны режиссёр затрагивает тему места женщины, дет ей и изго ев в обществе . В своём интервью режиссёр выделил главную мысль: з ахваченные военным хаосом, люди не теряют способности сострадать и любить.

«Э то история о человечности, рассказанной женщиной. Вот то, что делает ее уникальной. Я решил снять фильм по этому роману . Человеческая сторона истории была для меня более важной, чем исторический контекст резни в Нанкине. Человеческая природа, любовь и самопожертвование – в от что действительно бессмертно » — поделился Имоу .

Китайцы первыми испытали на себе ужас смерти от обычного человеческого конфликта. Японская тирания длилась на два года дольше: солдаты бесчеловечно расправлялись с империей и зверски издевались над китайским народом. Не зря фашисты признавали их «почетными арийцами». Данный фильм иллюстрирует один из подобных эпизодов.

В фильме достаточно много «душераздирающих» моментов, что говорит не только о хорошей режиссерской работе, но и безупречной съемке оператора. Китайский лейтенант, в одиночку уничтоживший целый отряд врага, совершил невероятный и благороднейший поступок , а 13 женщин Нанкина сумели восстановить баланс между внешней и внутренней красотой, несмотря на их необычный род занятий , пожертвовав собой ради спасения девочек . Все потрясения и чувства героев настолько живы, что зритель невольно переживает за каждого из них, будь это положительный или отрицательный персонаж. Так было и с генералом Японцев, который прильнул к клавишам, чтобы сыграть гимн своей страны.

Большой поддержкой для всей картины стал известный актёр Кристиан Бейл , которого на главную роль посоветовал голливудский режиссер « мастадонт » Стивен Спилберг . Ранее Бейл уже снимался в схожей антивоенной картине , будучи еще подростком , — «Империя солнца» 1987г ода, где проявил себя как перспективный и целеустремленный юноша . В фильме «Цветы войны» он сыграл человека, который смог переродиться. Простой гробовщик, страдающий от безденежья и страсти к выпивке, вдруг встает на защиту 13 обездолен ных воспитанниц монастыря. Примиряя рясу священника в бреду, придя в сознание он осмеливается принять этот сан в реальности, для того чтобы выжить. Решение дается ему нелегко, так как, столкнувшись лицом к лицу с войной, он испытывает страх, однако чувство долга и ответственности за детей берет верх.

Фильм притягивает своей гармоничной правдой. Люди не хотят видеть насилие, но и качественных историй о бравы х подвигах солдат значительно мало выходит на экран ы . Сюжет из реальной жизни – вот ключ к сердцу зрителя. Пережить с героями страх, боль, отчаяние, потерю близких, чтобы потом радоваться самому малому: птичьему пению, тому, что сыт, людям, которые окружают тебя, тому, что жив , — Чжану Имоу удалось передать эт и ощущения аудитории.

Хотелось бы отметить несколько кадров, которые не только сделали картину приятной для восприятия, но и помогли прочувствовать фильм в целом . Некоторые моменты мы наблюдали сквозь витражное разноцветное стекло монастыря, как бы смотря на происходящее глазами девочки Шу.

Свой шарм в панораму внесли и «несравненные девушки Нанкина, о которых слагались легенды». Хрупкие и утонченные, они совсем не казались пошлыми. Режиссёру удалось показать соблазнительных и сильных женщин, способных учиться на своих и чужих ошибках. Слабые и неприспособленные к войне , но одновременно с этим очень стойкие, бросающие жестокости вызов с помощью красоты, чувственности и радости – героини, достойные восхищения . Именно эти девушки добавили волшебства в общую картину. Их красота против беспощадности японцев.

10 из 10

Александра Загайнова, г. Самара

0

Запись на бесплатное пробное занятие

Может быть интересно:

Поиск по сайту