«Для построения сюжета нужна холодная голова» — Светлана Королёва о профессии сценариста

Светлана Королёва — сценарист, Член Гильдии сценаристов кино и телевидения России, драматург, Член Союза кинематографистов России. В интервью для сайта Школы журналистики имени Владимира Мезенцева при Домжуре Светлана Алексеевна рассказала о тонкостях профессии, поделилась опытом работы и дала советы будущим сценаристам. 

Светлана Королёва
Фото из архива Светланы Королёвой

— Многие люди считают, что профессии писателя и сценариста тесно связаны. Вы согласны с этим мнением? Расскажите, в чём, на Ваш взгляд, главное отличие сценариста от писателя?

— Сценарист и писатель — названия почти одной профессии. Сценарист — всегда писатель, потому что пишет. Но не всякий писатель, и здесь я уже говорю о прозаике, — сценарист. Построение прозы и драматургического текста схожи, но есть нюансы, связанные с устоявшимися сюжетными схемами, а также с тем, что в любой истории существуют действия персонажей или сил природы, а ещё атмосфера, интонации, настроения. И эти оттенки, работающие на образ, в прозе и в драматургических текстах используются неодинаково.

— С чего Вы начинаете работу над сценарием? Есть ли у Вас какие-то традиции, которые помогают в работе над проектом?

— У меня нет никаких традиций. Я думаю, сажусь, придумываю. И всё.

— Расскажите, чем Вы занимаетесь сейчас? Работаете ли над каким-то проектом?

— Да, я создаю историю по заказу. Но какую, о чём — не скажу. Это вообще плохая идея — рассказывать что-нибудь о том, чего ещё нет.

— Как Вы считаете, возможно ли стать сценаристом без опыта? Достаточно ли для этого одного таланта, или это всё же профессия, в которой важны знания и опыт?

— Сценарист — это профессия, в которой умение и опыт составляют 60%, еще 5% — это литературная способность и 35% — удача, связанная с людьми, которые окружают этого автора или встречаются на его жизненном пути.

— Что бы вы могли посоветовать начинающим сценаристам для борьбы с боязнью белого листа? Стоит ли заставлять себя написать хоть что-то, или лучше дождаться своей «музы»?

— Муза и вдохновение хороши во время написания стихов. Ещё такое состояние очень помогает при создании диалогов, особенно юмористического характера, когда нужно много и остроумно шутить за персонажей. Для построения сюжета нужна холодная голова и понимание, что ты пишешь и как ведёшь своего героя к его конкретной цели. Если есть идея истории, чувствуешь, что создаёшь что-то интересное — пиши, может пригодиться. Если идей нет, белый лист тут ни при чём. Сначала нужно что-то придумать. А это можно сделать, например, пока варишь кофе.

— Какая из ваших работ запомнилась вам больше остальных? Расскажите, были ли трудности во время работы над проектом, как проходил процесс?

— Любая работа — трудная, потому что история должна быть интересна и понятна не только автору, но и большому количеству людей с разным интеллектуальным и жизненным опытом. Я помню все свои работы. Та, которую стоит отметить во всех смыслах, на экраны ещё не вышла. 

— Не могли бы вы рассказать поподробнее об этом проекте?

Это фильм «Школа Бабы Яги», рассказывающий о городской девочке, которая поехала с родителями в Мордовию, а попала в сказку и начала учиться в фантастической Школе Бабы Яги. В актёрском составе много звёздных артистов, один из которых, Станислав Дужников, является продюсером проекта — совместно с Аллой Каргиной. Производство этой сказочной истории осуществили компании «Аллюр-Фильм» и «Солар». Фильм должен выйти в прокат в этом году. Я очень рада, что приняла участие в создании картины.

— Есть ли у вас ещё работы, нацеленные на детскую аудиторию?  

— Да, я пишу пьесы, по некоторым впоследствии были поставлены спектакли. Самые, пожалуй, запоминающиеся работы — «Сделай свой мир красивым» и «Спасайся! Кот!».

— Какие были трудности во время вашей работы над детской пьесой «Спасайся! Кот!»? Как создавали персонажей для сказки? Какие эмоции вы испытали, увидев, как малышня радуется и волнуется за главных героев? 

— Трудностей не было. На тот момент я была студенткой ВГИКа, написала пьесу за один, ну может два дня. А вот когда наступила премьера, в ТЮЗе «Царицыно», сейчас он называется, Театр РОСТА в Царицыно, было поразительно наблюдать за эмоциями юных зрителей! Реакция у ребят оказалась разная и удивительная: одни кричали «Эй, кот, оставь птичку!», другие обсуждали между собой, что больше — дверь или холодильник. Но все завороженно наблюдали за происходящим на сцене. 

— Что бы вы посоветовали нашим читателям, которые хотят стать сценаристами? На какой факультет поступать, как можно подготовиться к поступлению? Какие пособия, на ваш взгляд, подходят для погружения в профессию?

— Поскольку я сама с отличием окончила сценарный факультет ВГИКа, конечно, скажу, что учиться этой профессии нужно в институте кинематографии. Помимо прочего, здесь дают знания, позволяющие в любом произведении разобраться и осознать, «что же хотел сказать автор». Есть фильмы сложные для пониманию, как у Тарковского, есть мультфильмы для детей, где просто «мир-дружба-жвачка». Но если автор обладает умением выявлять в любой истории «посыл», в сценарии это называется «тема» и «идея», что зачастую не одно и то же, то в своём произведении он всегда сможет выразить важную мысль. А это очень важно — хотя бы для того, чтобы именно его текст смог заинтересовать продюсера или издателя. Придумать интересные сюжетные ходы — тоже необходимо. Подробнее о построении сюжета можно узнать, если внимательно прочитать книгу Александра Митты «Кино между адом и раем». А для того чтобы интересно провести героя из точки «А» в точку «Б» и таким образом рассказать о мире и людях с их проблемами, нужна «насмотренность» и «начитанность».

— Какой главный совет вы можете дать будущим сценаристам?

— Смотрите больше хороших фильмов, читайте больше отличных книг. Если эти произведения оставляют у вас какие-либо впечатления, значит, они хорошие. Если отклика в душе нет, хотя это классика или общепризнанные выдающиеся образцы, то стоит разобраться, спросить себя — почему именно не понравилось? Понимание собственного восприятия мира — важно для автора.

Корректор: Дариа Солдо, студентка второго курса магистерской программы «Русская литература и компаративистика» факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ.

23
политикой конфиденциальности

Запись на бесплатное пробное занятие

Поиск по сайту