Доверие СМИ

Пока будут существовать средства массовой информации, вопрос доверия всегда останется актуальным.

В XXI веке нельзя быть вне пространства медиа. Оно окружает нас повсюду. И каждый человек готов потреблять информацию, которая приходит к нему из разных источников.

Меня зовут Алина Каракулян. Я студентка первого курса образовательной программы «Медиакоммуникации» Института медиа НИУ ВШЭ.

Статистика количества респондентов
Статистика респондентов

В апреле я провела опрос среди потребителей медиасреды разных возрастов. Всего 129 респондентов: 23 человека до 18 лет, 66 — от 18 до 25 лет, 40 — от 26 до 60 лет.

Статистика проявления интереса к новостям
Статистика проявления интереса к новостям

Что касается проявления интереса к новостям, то большинство опрошенных интересуются повесткой. И лишь 2% не хотят быть в медиасреде.

Мне было интересно услышать мнение молодежи, поэтому я попросила свою одногруппницу и студентку первого курса образовательной программы «Медиакоммуникации» Института медиа НИУ ВШЭ Анну К. ответить на 3 вопроса в виде «Топ-3».

  1. Топ-3 тематики новостей, которые тебя интересуют?

— Я интересуюсь разными новостями. Больше всего меня привлекает социальная сфера, культура и политика. 

  1. Топ-3 журналиста, за чьей деятельностью ты следишь?

— Павел Зарубин — политический обозреватель ВГТРК, автор и соведущий программы «Москва. Кремль. Путин». Николай Долгачёв — журналист и военный корреспондент ВГТРК, сейчас глава Луганского ВГТРК. Ася Емельянова — журналист ВГТРК. Рассказывает новости просто и понятно из Италии.

  1. Топ-3 качества, которыми должен обладать профессиональный журналист?

— Трёх качеств для профессионального журналиста слишком мало, чтобы он мог им считаться. Но если называть главные, то: честность, ответственность, ясность и чёткость фактов.

График "Источники новостей"
Статистика «Источники новостей»

Респонденты чаще всего читают новости в телеграм-каналах, затем в интернете. Тройку завершает телевидение. А самым креативным ответом был «сплетни у подъезда».

Статистика среднего значения честности
Статистика среднего значения честности

При подсчете средней оценки правды и честности информации на телевидении респонденты до 18 лет оценивают в 6 баллов, тогда как остальные группы лишь в 4 балла.

Удивительно, но факт. Популярность чтения новостей в интернете стоит на втором месте. Однако все три возрастные группы оценивают правдивость получаемой информации на 5 баллов из 10.

Статистика самых популярных телеграм-каналов
Статистика самых популярных телеграм-каналов

Респонденты от 18 до 25 лет читают телеграм-канал «РИА Новости», «Топор»/«Топор 18+» и «Медузу». От 26 до 60 лет — «Соловьёв» и «RT», «Кровавая барыня», «Симоньян» и «РИА Новости». 

Статистика самых популярных телеканалов
Статистика самых популярных телеканалов

Из 23 школьников 8 не смотрят телевидение. Однако лидером по просмотрам у них является Первый канал.

Больше половины опрошенной молодежи от 18 до 25 лет говорят о том, что тоже не смотрят телевизор. Однако и у этой возрастной категории Первый — самый популярный канал. 

Одну сторону в подаче новостной повестки замечают 99 из 129 опрошенных. Оставшиеся не видят такого явления. Тем не менее трём возрастным группам интересна альтернативная точка зрения и они хотят получать другую сторону новостей.

Статистика доверия СМИ
Статистика доверия СМИ

На вопрос «С чем связано недоверие к СМИ?» было получено множество разнообразных ответов. Самые популярные это: однобокая позиция (19 респондентов), пропаганда и принадлежность государству (15 человек) и информационная война (13 человек).

Григорий Владимирович Прутцков — российский учёный, исследователь зарубежных СМИ, профессор Института медиа НИУ ВШЭ, академический директор Школы журналистики имени Владимира Мезенцева при Центральном Доме журналиста, кандидат филологических наук, член Союза журналистов России:

«Все 400 с лишним лет, сколько существует журналистика, вопрос доверия остается ключевым.

Вопрос о независимой журналистике очень лукавый. Еще Ломоносов, в 1755 году, когда он писал об этике журналиста, он говорил о том, что честный правдивый журналист стал фениксом.

Незадолго до пандемии на журфак МГУ приезжали два профессора Вашингтонского университета, которые на протяжении месяца глубоко изучали российские СМИ. Они хорошо говорили по-русски. Когда они уезжали, то сказали: «У вас такая свобода СМИ, такая свобода слова, которой, в принципе, нет в США». 

Екатерина Дороничева — представитель пресс-службы силовых структур:

«Люди очень сильно ждут, что журналисты будут говорить о плохом и кого–то разоблачать. Читателям и зрителям это очень нравится. Отношение к работе журналиста всегда субъективное. И невозможно всем угодить. Все равно, кто–то будет доверять больше, кто–то меньше.

Та сторона вопроса, которая кажется зрителю однобокой, она в данный момент средству массовой информации более интересна, даже более выгодна. Мне кажется, что доверие общества к СМИ повысится тогда, когда информация будет предоставляться не столько однобоко, как это происходит сейчас.

Если люди считают, что патриотизма слишком много в тех или иных СМИ, то как иначе? Сейчас мы просто не можем по-другому. Это одна из мер поддержки и специальной военной операции, и армии, и военнослужащих. Я считаю, что эта тема очень актуальна и говорить о том, что какое–либо СМИ что–то проплатило для того чтобы внедрить нотку патриотической составляющей в свои материалы, то это какой-то сюр». 

Таким образом, каждый человек выбирает свой источник получения информации. Но в современных реалиях доверие находится на очень пограничном уровне.

Как говорится, доверяй, но проверяй!

34

Запись на бесплатное пробное занятие

Поиск по сайту