Пока будут существовать средства массовой информации, вопрос доверия всегда останется актуальным.
В XXI веке нельзя быть вне пространства медиа. Оно окружает нас повсюду. И каждый человек готов потреблять информацию, которая приходит к нему из разных источников.
Меня зовут Алина Каракулян. Я студентка первого курса образовательной программы «Медиакоммуникации» Института медиа НИУ ВШЭ.
![Статистика количества респондентов](https://journs.ru/wp-content/uploads/2024/02/posvear4v2y-1024x633.jpg)
![Статистика количества респондентов](https://journs.ru/wp-content/uploads/2024/02/posvear4v2y-1024x633.jpg)
В апреле я провела опрос среди потребителей медиасреды разных возрастов. Всего 129 респондентов: 23 человека до 18 лет, 66 — от 18 до 25 лет, 40 — от 26 до 60 лет.
![Статистика проявления интереса к новостям](https://journs.ru/wp-content/uploads/2024/02/a2ann_3majq-1024x630.jpg)
![Статистика проявления интереса к новостям](https://journs.ru/wp-content/uploads/2024/02/a2ann_3majq-1024x630.jpg)
Что касается проявления интереса к новостям, то большинство опрошенных интересуются повесткой. И лишь 2% не хотят быть в медиасреде.
Мне было интересно услышать мнение молодежи, поэтому я попросила свою одногруппницу и студентку первого курса образовательной программы «Медиакоммуникации» Института медиа НИУ ВШЭ Анну К. ответить на 3 вопроса в виде «Топ-3».
- Топ-3 тематики новостей, которые тебя интересуют?
— Я интересуюсь разными новостями. Больше всего меня привлекает социальная сфера, культура и политика.
- Топ-3 журналиста, за чьей деятельностью ты следишь?
— Павел Зарубин — политический обозреватель ВГТРК, автор и соведущий программы «Москва. Кремль. Путин». Николай Долгачёв — журналист и военный корреспондент ВГТРК, сейчас глава Луганского ВГТРК. Ася Емельянова — журналист ВГТРК. Рассказывает новости просто и понятно из Италии.
- Топ-3 качества, которыми должен обладать профессиональный журналист?
— Трёх качеств для профессионального журналиста слишком мало, чтобы он мог им считаться. Но если называть главные, то: честность, ответственность, ясность и чёткость фактов.
![График "Источники новостей"](https://journs.ru/wp-content/uploads/2024/02/ggstug5qb3u-1-1024x626.jpg)
![График "Источники новостей"](https://journs.ru/wp-content/uploads/2024/02/ggstug5qb3u-1-1024x626.jpg)
Респонденты чаще всего читают новости в телеграм-каналах, затем в интернете. Тройку завершает телевидение. А самым креативным ответом был «сплетни у подъезда».
![Статистика среднего значения честности](https://journs.ru/wp-content/uploads/2024/02/0ffvpisjm2i-1024x636.jpg)
![Статистика среднего значения честности](https://journs.ru/wp-content/uploads/2024/02/0ffvpisjm2i-1024x636.jpg)
При подсчете средней оценки правды и честности информации на телевидении респонденты до 18 лет оценивают в 6 баллов, тогда как остальные группы лишь в 4 балла.
Удивительно, но факт. Популярность чтения новостей в интернете стоит на втором месте. Однако все три возрастные группы оценивают правдивость получаемой информации на 5 баллов из 10.
![Статистика самых популярных телеграм-каналов](https://journs.ru/wp-content/uploads/2024/02/ljvb3_iu3qk-1024x636.jpg)
![Статистика самых популярных телеграм-каналов](https://journs.ru/wp-content/uploads/2024/02/ljvb3_iu3qk-1024x636.jpg)
Респонденты от 18 до 25 лет читают телеграм-канал «РИА Новости», «Топор»/«Топор 18+» и «Медузу». От 26 до 60 лет — «Соловьёв» и «RT», «Кровавая барыня», «Симоньян» и «РИА Новости».
![Статистика самых популярных телеканалов](https://journs.ru/wp-content/uploads/2024/02/vm2xcao2qoe-1024x638.jpg)
![Статистика самых популярных телеканалов](https://journs.ru/wp-content/uploads/2024/02/vm2xcao2qoe-1024x638.jpg)
Из 23 школьников 8 не смотрят телевидение. Однако лидером по просмотрам у них является Первый канал.
Больше половины опрошенной молодежи от 18 до 25 лет говорят о том, что тоже не смотрят телевизор. Однако и у этой возрастной категории Первый — самый популярный канал.
Одну сторону в подаче новостной повестки замечают 99 из 129 опрошенных. Оставшиеся не видят такого явления. Тем не менее трём возрастным группам интересна альтернативная точка зрения и они хотят получать другую сторону новостей.
![Статистика доверия СМИ](https://journs.ru/wp-content/uploads/2024/02/mtffyrwtejw-1024x631.jpg)
![Статистика доверия СМИ](https://journs.ru/wp-content/uploads/2024/02/mtffyrwtejw-1024x631.jpg)
На вопрос «С чем связано недоверие к СМИ?» было получено множество разнообразных ответов. Самые популярные это: однобокая позиция (19 респондентов), пропаганда и принадлежность государству (15 человек) и информационная война (13 человек).
Григорий Владимирович Прутцков — российский учёный, исследователь зарубежных СМИ, профессор Института медиа НИУ ВШЭ, академический директор Школы журналистики имени Владимира Мезенцева при Центральном Доме журналиста, кандидат филологических наук, член Союза журналистов России:
«Все 400 с лишним лет, сколько существует журналистика, вопрос доверия остается ключевым.
Вопрос о независимой журналистике очень лукавый. Еще Ломоносов, в 1755 году, когда он писал об этике журналиста, он говорил о том, что честный правдивый журналист стал фениксом.
Незадолго до пандемии на журфак МГУ приезжали два профессора Вашингтонского университета, которые на протяжении месяца глубоко изучали российские СМИ. Они хорошо говорили по-русски. Когда они уезжали, то сказали: «У вас такая свобода СМИ, такая свобода слова, которой, в принципе, нет в США».
Екатерина Дороничева — представитель пресс-службы силовых структур:
«Люди очень сильно ждут, что журналисты будут говорить о плохом и кого–то разоблачать. Читателям и зрителям это очень нравится. Отношение к работе журналиста всегда субъективное. И невозможно всем угодить. Все равно, кто–то будет доверять больше, кто–то меньше.
Та сторона вопроса, которая кажется зрителю однобокой, она в данный момент средству массовой информации более интересна, даже более выгодна. Мне кажется, что доверие общества к СМИ повысится тогда, когда информация будет предоставляться не столько однобоко, как это происходит сейчас.
Если люди считают, что патриотизма слишком много в тех или иных СМИ, то как иначе? Сейчас мы просто не можем по-другому. Это одна из мер поддержки и специальной военной операции, и армии, и военнослужащих. Я считаю, что эта тема очень актуальна и говорить о том, что какое–либо СМИ что–то проплатило для того чтобы внедрить нотку патриотической составляющей в свои материалы, то это какой-то сюр».
Таким образом, каждый человек выбирает свой источник получения информации. Но в современных реалиях доверие находится на очень пограничном уровне.
Как говорится, доверяй, но проверяй!