Александр Владимирович Салангин, преподаватель факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ, провёл лекцию для юных журналистов, помог им прочувствовать “вайб” оригинальности и выйти за рамки шаблонного мышления.
Как распознать клише?
В рекламных кампаниях мы часто встречаем повторяющиеся фразы. Например, «N причин почему Вы должны…» или “Такого Вы ещё не видели!”. Они называются клише.
Клише – шаблонное выражение, избитая мысль. Эти типовые выражения надолго заседают у нас в головах и со временем начинают надоедать.
Если у Вас возникло чувство “я уже где-то это ел” – поздравляем, Вы столкнулись с маркетинговым клише!
Как говорится, нельзя съесть блюдо дважды. Согласитесь, что лозунги вроде «Философия Вашего вкуса» или “Красота в твоей тарелке” звучат довольно банально. Всё потому, что мы слышим их на каждом шагу. Они звучат буквально из каждого утюга. Одни маркетологи воруют идеи у других, думая, что копипаст никто не заметит. Однако, однажды сказанная цепкая фраза наводняет рекламные тексты и становится тривиальной.
“Креатив – в глазах смотрящего”
На просторах Интернета нам довольно часто попадаются мемы, любопытный фотошоп и увлекательные заметки пользователей.
Казалось бы, что современное поколение не загонишь в книжный магазин, но кажется рекламщики справились:
![2023-12-03 11.07.46](https://live.staticflickr.com/65535/53371144592_05cb1bb362_c.jpg)
![2023-12-03 11.07.46](https://live.staticflickr.com/65535/53371144592_05cb1bb362_c.jpg)
“Books we pretend we’ve read” в переводе с английского – “Книги, которые мы притворяемся, что читали”.
Только полюбуйтесь на этот гениальный ход создателей меню:
![2023-12-03 11.07.50](https://live.staticflickr.com/65535/53372506610_c7536b70aa_c.jpg)
![2023-12-03 11.07.50](https://live.staticflickr.com/65535/53372506610_c7536b70aa_c.jpg)
Привлекает внимание, не так ли?
В руках творческого человека и пластиковая фигурка может заиграть красками.
![2023-12-03 11.07.53](https://live.staticflickr.com/65535/53372506240_8644dddd5b_c.jpg)
![2023-12-03 11.07.53](https://live.staticflickr.com/65535/53372506240_8644dddd5b_c.jpg)
Что Вы видите, смотря на этот синий грузовичок?
На самом деле он обладает множеством функций.
Эта машинка может быть:
- игрушкой
- коллекционным юнитом
- арт-объектом
- реквизитом
- бижутерией
- айдентикой
- стартапом
Всё зависит от того, к кому он попадёт: коллекционеру, дизайнеру или предпринимателю.
Клише не избежать! Как его обыграть?
Можно долго думать и гадать, но ответ лежит на поверхности! Нужно поместить обычную фразу в неожиданный контекст.
Предлагаем взглянуть на несколько самых часто встречающихся клише:
Первая в России платформа
Удобная экосистема сервисов и услуг
Мы рады партнёрству
Укрепление лидерских позиций
А теперь смотрите, как их можно оживить:
Первая в России платформа моментальной сбычи мечт
Удобная экосистема неудобных услуг
Мы рады партнёрству, как первому снегу!
Тост-пост: за укрепление лидерских позиций
Клише не надо бояться – нужно его приручить!
“Люди слова не должны отказываться от возможностей своего инструментария. Даже от тех его частей, которые принято считать “врагами копирайтера”. Человек слова умеет использовать любые слова и выражения, ибо прекрасно знает, когда и в каких контекстах они сработают максимально эффективно”
Вишенка на торте: интерактив с нео шариками
Маркетинг – увлекательная сфера, но сменять активность тоже полезно. Главное – делать это креативно.
Студентам было предложено обменяться кольцами, которые они мастерили сами из нео шариков. Были представлены разные цвета, но ученики не подозревали, что каждый цвет несёт в себе определённое значение.
Практика обменивания кольцами призвана объединить людей и их энергию, растопить лёд и наладить коммуникацию.
После тесного взаимодействия, ребятам сообщили, что синий цвет обозначает общение, зелёный –совместное времяпровождение, оранжевый – близкую дружбу, золотой – деньги, белый – свободный слот(как джокер).
Выводы юные журналисты сделали сами.