«Если ты сам в себя не веришь, тебе не поверит никто» — Дмитрий Чумак об ораторском искусстве

Тренер по ораторскому мастерству и публичным выступлениям Дмитрий Чумак, рассказал для сайта Школы журналистики имени Владимира Мезенцева при Центральном Доме журналиста, о главных секретах ораторского мастерства, приёмах и ошибках.

Дмитрий Чумак
Дмитрий Чумак в Английском зале Центрального Дома журналиста
©Маргарита Лукманова/ Школа журналистики имени Владимира Мезенцева

У Вас есть кумир среди ораторов?

— Я руководствуюсь заповедью, что не нужно сотворять себе кумира. Я считаю, что научиться можно от каждого. Это зависит от фокуса внимания. Если мы абстрагируемся от оценки, то узнать много нового можно и от хорошего, и от плохого оратора. Главное — научиться видеть плюсы в каждом выступлении, потому что минусы и недочёты нам всем проще разглядеть.

— Какие самые важные ораторские приёмы, которыми должен обладать каждый?

— Я выделю три самых важных ораторских приёма. Во-первых, это умение зацепить с первых секунд. Во-вторых, это умение создавать диалог с аудиторией. Это необязательно может быть в прямом смысле слова. Важно сформировать ощущение диалога, как будто общаешься с ними. То есть я посидел в зале, послушал, не сказал ни слова, но вышел с ощущением, что со мной поговорили. Это высший пилотаж. В-третьих, это умение задавать вопросы. Как себе, так и аудитории.

 Что повышает убедительность оратора?

— Во-первых, собственная уверенность оратора в своей речи и в том, что он говорит правду. Если ты сам в себя не веришь, тебе не поверит никто. Всё остальное это уже технические моменты: поза, контакт глаз. Есть пятнадцать параметров, подкручивая каждый из которых, ты повышаешь градус убедительности. Например, тембр голоса, громкость дикции, крепкие, чёткие согласные, жестикуляция, зрительный контакт. Это если говорить о форме. Но важно и содержание, насколько логично выстроен твой рассказ. Аргументация и умение рисовать картинки играет важную роль. Есть люди, которые выступают с презентациями, им я всегда говорю о том, что слайды никому не нужны. Это тщетная попытка спрятать свое неумение говорить. Лучшая картинка — это та, которая возникает в голове у зрителя.

Как должен выглядеть оратор?

— Смотря какая у оратора цель. Внешний вид должен соответствовать контексту. Есть дресс-код мероприятия, есть аудитория, есть роли. Если прийти к нефтяникам в толстовке, вряд ли тебя будут серьезно воспринимать. При этом, если прийти в костюме к безбашенным школьникам, это тоже будет странно. Я сегодня в костюме, потому что у меня был тренинг с врачами. Если бы я пришел к врачам в толстовке, меня бы не поняли. Мне бы было сложнее пройти барьер и стать своим. Я бы его прошел, но времени на это потратил бы больше. А так они привыкли, что есть тренер в пиджаке.

Какой тренинг вы вели у врачей? Зачем?

— Это база. Нет ни одного человека, которому это было бы не нужно. Выступление — это не сцена, это наш с вами разговор. Врачи работают с живыми людьми, с энергией. Им необходимы навыки ораторского искусства, в том числе. 

Можно и нужно ли ходить во время выступления?

— Сила в середине. Перемещения должны быть связаны со смыслом. Когда оно оправдано, тогда повышается градус напряжения. Но есть форматы, которые не предполагают этого. Например, в российском суде. В американском суде адвокаты выходят и начинают ходить, а в России — нет. Это может быть воспринято как воздействие на суд. В России так не принято. Или, например, в Госдуме. Встал депутат за трибуну и стоит. Он не ходит по аудитории. Так не принято.  

Какие ошибки наиболее часто допускают во время публичного выступления?

— Слова-паразиты, отсутствие контакта глаз, фокус на себе, а не на аудитории, неэффективное использование жестикуляции, отсутствие концептуальной части. Когда у людей нет ответа на вопрос, зачем мне всё это. Частая ошибка — это отсутствие вывода. Вроде интересно, но пазл остался кусочками. Он не сложился в картинку. Непонятно, что хотел сказать автор.  

Корректор-редактор — Эльвира Нагайцева, студентка второго курса профиля «Журналистика средств массовой коммуникации» факультета журналистики Московского международного университета.

15
политикой конфиденциальности

Запись на бесплатное пробное занятие

Поиск по сайту