Школа журналистики
имени Владимира Мезенцева
при Центральном доме журналиста

Фарфоровая жизнь

«Удивительное путешествие кролика Эдварда» — именно этот спектакль в постановке МХТ. им. Чехова открыл в этом году фестиваль Арлекин. Книга, написанная Кейт ДиКамилло и переведенная Ольгой Варшавер, не является типичной сказкой: здесь ребенку не боятся сказать, что жизнь бывает и сложна, и трагична, и всегда несет в себе потери близких. В спектакле рассказывается история жизни фарфорового кролика Эдварда. Молодой режиссер Глеб Черепанов выбирает интересный прием оформления сценического пространства: его можно назвать «сцена на сцене». Внутри большой сцены — малая, похожая на коробку, в которой и происходят все действия. Первичная же сцена почти все время пустует: слева, в маленьком закуточке, ютятся два музыканта, Роман Никитин и Олег Васенин. Они создают всю музыкальную аранжировку спектакля.  Так с помощью пианино, гитар, баяна и даже фарфоровой кружки (используемой для изображения ударов по кролику).

Единственной вещью, стоящей на первичной  сцене, является деревянный стол, на котором находится тусклая, желтоватая лампа и другие письменные принадлежности. За этим столом сидит бабушка, создательница кролика Эдварда. Бабушка (Полина Медведева). В самом начале она рассказывает внучке, Абилин, и ее фарфоровому кролику сказку (показанную как театр теней) о принцессе, не умеющей любить, и после при определенных обстоятельствах превратившуюся в бородавочника. Подводят итог этой сказки, бабушка, как мне показалось, озвучивает также одну из главных мыслей спектакля: «Ну, как сказка может кончиться счастливо, если в ней нет любви?»

Весь спектакль – это как история жизни одного человека. Только в нашем случае кролика.  Главный герой – самовлюбленный кролик Эдвард (Александр Молочников) красуется перед нами в розовом поло, белых штанишках и мокасинах. От человека его отличают разве что шерстяные заячьи уши, похожие на те, что мамы делают детям на утренники.

Но, подобно человеку, в течение жизни кролик меняется. Если в начале, дома у Абилин, Эдвард был самодовольным циником, ничего ни к кому не чувствующим, то по мере своих «удивительных» в отрицательном смысле приключений он приобретает человеческие качества, растет. Так выловленный из моря рыбаком и его женой, кролик впервые улыбается искренне, а потеряв еще одних своих хозяев: бездомного и его собаку, кролик по-настоящему переживает боль потери и признается: «Мне почему-то больно внутри, хотя у меня нет сердца». Он не может понять, почему все, кто ему по-настоящему дороги, в силу обстоятельств покидают его, почему не было еще человека, кто бы пришел за ним и забрал навсегда. Встретив однажды старую  куклу, кролик слышит от нее мудрое наставление: «Раскрой свое сердце, и тогда за тобой кто-нибудь придет». Эта же мудрая кукла произносит еще одну основную идею спектакля: «На новом месте становишься совершенно другой куклой». Я думаю, это значит, что каждый пришедший в твою жизнь человек меняет тебя. Что и происходит с кроликом Эдвардом. Он проходит и через мысли о самоубийстве, и через полное отчаяние, и даже через смерть. Но он все равно возвращается, воскресает. И это дает зрителю надежду. Вот только одно беспокоит Эдварда: а кто же склеит его сердце? Но вместо ответа на этот вопрос его отправляют в магазин игрушек.

И в этой то ли настоящей, то ли нет жизни есть и у кролика своя судьба. Именно поэтому, пройдя через столько испытаний, смирившись, и простояв целую вечность на магазинной полке, он, наконец дожидается свою последнюю покупательницу– повзрослевшую Абилин. И если сначала спектакля Эдвард представляется зрителю, как настоящая игрушка: он не может сам передвигаться, все его речи, услышанные нами, — лишь мысли, то в последней сцене кролик сам оказывается в силах встать, снять уже ненужные кроличьи уши и уйти. Очень интересно выбрана и наглядная форма изменений, происходящих в Эдварде: первую половину спектакля, пока главный герой еще эгоистичный тип, его голос звучит искусственно по-мультяшному, вечно дребезжа, со временем, когда жизненные перипетии заставляют кролика меняться, вместе с ним меняется и его голос, становясь басисто грубым. А в конце, когда он, наконец, весь в магазинной пыли, дожидается Абилин, кролик вдруг неожиданно начинает говорить обыкновенным человеческим голосом.

Очень органично дополняют оформление сцены, декорации Полины Гришиной. Они современны и минимальны: весь фон белого цвета, а если нужно показывать дизайн интерьера или воспоминания кролика -все просто проецируется на этот белый фон. И после спектакля, взглянув еще раз на оформление сцены, я задумываюсь: именно на второй сцене, чем-то похожей на кукольный домик, разворачивается весь сюжет, то можно предположить, что все герои спектакля созданы именно бабушкой, и тогда, возможно, все они тоже являются куклами.

Некоторые актеры в спектакле  играет несколько наигранно, но скорее всего, это специально, ведь  большинство вещей в этой постановке доведено до абсурда, и в любых словах присутствует некая ирония. Юмор является одной из главных составляющих спектакля. Больше всего зрители смеются, конечно, от колких реплик кролика и его мимики, но также и другие персонажи веселят людей, как например, охранник в поезде, сказавший Эдварду: «Не будут же у меня кролики ездить зайцами!».

А когда заканчивается спектакль, и в зале включается свет, мне кажется, у каждого человека старше где-то 12-ти лет в голове рождается мысль: «а детская ли это история?» И лучше всего на этот вопрос ответила сама автор книги Кейт ДиКамилло, сказав, что это произведение «про то, что присутствие в этом мире непременно разобьет твое сердце. Но это естественно. Только такая жизнь и есть истинная: с трещиной в сердце, которая, в конце концов, будет разрываться от любви»


Валерия ЛОЗОВСКАЯ

0

Запись на бесплатное пробное занятие

Может быть интересно:

Поиск по сайту