«Главный soft skills: если мы любим людей, если мы относимся к ним с приятием — это главное, всё остальное с большим отрывом»

Екатерина Седова в интервью для сайта Школы журналистики имени Владимира Мезенцева при Центральном Доме журналиста рассказывает о секретах успешного личного бренда, что ее подтолкнуло на занятие стрельбой,  о работе на радио и об открытии самой большой школы радио в России.

Екатерина Седова
Фото из архива Екатерины Седовой

— Екатерина, какие основные компоненты эффективного личного бренда для журналистов?

— Это любопытство и интерес к миру. 

— Какие форматы контента на ваш взгляд, более востребованы?

— Сегодня можно быть в любом виде. Более ты стеснительный — веди Telegram-канал. Более ты яркий, такой спринтер, а не марафонец, делай, пожалуйста, reels, shorts, короткий формат на Tik-Tok. Более ты глубокий, хочешь на глубину нырнуть, пожалуйста, видеоподкаст на YouTube, часовые, двухчасовые интервью, которые ты можешь вести и раскрывать человека. У тебя сегодня есть все возможные инструменты. У нас не было такого инструментария.

  Грубо говоря, если сейчас смотреть, это робот какой-то. Тогда у нас был гвоздь и молоток вместо робота сегодняшнего. Тем не менее, суть от этого не меняется. Всегда будут в топе те, кому интересен мир.

—  Как вы рекомендуете развивать любопытство к окружающему миру?

— Я всегда всем своим студентам даю такое задание. Утром встаёте, первым делом что мы делаем? Тянемся за нашим телефоном. Потянулись за телефоном, пододвинули телефон к себе, открыли Яндекс или открыли любой поисковик, любой новостной портал. Первые пять новостей. Читаем каждую новость и внутренне в себе распаляем любопытство. Искусственно его в себе взбалтываем,  любопытство к этой новости. То есть что это значит? У нас должны возникнуть вопросы: а почему так? А зачем так? А что было до этого? А к чему это приведёт? Чтобы нам захотелось зайти, отталкиваясь от этой новости, на какие-то другие сайты или информационные порталы, чтобы глубже узнать. И так по каждой. Политическая, экономическая, культурная, спортивная, светская — неважно. Прошлись по каждой новости, потратили на всё вместе, может быть, 10 минут, но мы в себе разожгли это любопытство. За неделю по-другому начнет восприниматься нами информация. Наше тело, наш организм, наше сознание очень подчиняется нам. Мы не есть это тело, но тело нам очень хорошо подчиняется и служит. Оно вообще нам дано в этом материальном мире для услужения. Так вот, тело очень быстро подстраивается и начинает правильным образом доставать информацию из пространства. Если раньше мы шли по течению, что-то там происходит, то самое громкое нас заденет, как и всех. А теперь мы будем просто выуживать информацию из всего автоматом. Значит, мы будем очень интересными собеседниками, потому что будем много знать. Мы будем с горящими глазами смотреть на всё, что происходит. Мы не будем болеть депрессией или унынием, потому что нам будет интересно жить. И вот когда человек в себе сочетает эти качества, он будет потрясающим журналистом и блогером. Потому что любой вопрос, который он будет задавать своим интервьюируемым, это будет искренний вопрос с интересом. На такой вопрос классно отвечать. И человек развернуто отвечает. А если он будет блогер лайфстайла, он будет рассказывать что-то так круто, что его захочется слушать.

— Какие soft skills наиболее востребованы в медиа отрасли сегодня?

— Главный soft skills: если мы любим людей, если мы относимся к ним с приятием — это главное, всё остальное с большим отрывом. Потому что это позволит найти подход абсолютно к любому человеку. Перед любым человеком, который улыбается и транслирует любовь, открываются двери. Вас пустят на концерт, который закрыт. Для вас откроют вход в только что уже закрытый улетающий самолет, чтобы вы прошли, успели подняться на борт. Вы за это ничего не доплачиваете. Вам сольют информацию, которую другим не сольют. Вам всё расскажут, вас везде пропустят, если вы транслируете любовь. Сегодня это особенно актуально, потому что мы все находимся в виртуальном пространстве, в соцсетях. Люди сегодня лишены обнимашек, лишены всех этих гормонов удовольствия, то есть они в дефиците. Поэтому, когда в оффлайне ты транслируешь и даже в онлайне тоже, эту любовь и приятие, перед тобой открываются двери. Я считаю, что это самый главный навык, который нужно в себе нарастить. Всё остальное — это дело техники.

— Я читала статью о вас, там говорилось о том, что вы брали интервью у представителей терроризма, работали под прикрытием и вас стали приглашать на радио как «специалиста по террору». 

— Да, работали под прикрытием, только это было не интервью, это было интервью на допросе. Это немного другая работа. 

  Конец 90-х годов. Перед началом Второй Чеченской войны у нас страну захлестнула волна терроризма. Взрывали жилые дома, взрывали их в Москве, в Волгодонске, взрывали метро, автобусы. Это было страшно. В тот момент как раз В.В. Путин только-только стал премьер-министром, и еще никто не понимал, что это за человек. Террористы думали, что ну, какой-то там премьер-министр. Никто не предполагал, что потом из него вырастет. Но он прославился тем, что как раз остановил войну в Чечне, остановил эту войну террора. Так или иначе, он решил этот вопрос. Решил достаточно быстро, а дальше начал решать другие вопросы.

— Как вы воспринимали эти события на личном уровне?

— В тот период между Первой и Второй Чеченской войной, после Первой Чеченской войны, куда я приезжала как журналист и где я видела смерти людей, в том числе журналистов, на моих глазах, у меня возникла жесткая потребность быть сильной. Быть сильной и уметь себя защитить не только с точки зрения слова, микрофона и так далее, но и физически. И я стала заниматься стрельбой, рукопашным боем, ножевым боем. Мне это было важно. Вот так гласило моё внутреннее состояние. И я стремилась найти возможность посотрудничать с определёнными структурами не только как журналист.

  Естественно, достаточно быстро мне такое предложение сделали. Я ездила по горячим точкам, общалась, в том числе с людьми, которых вербовали для терактов. Видела, как профессионалы проводят допросы, как они вскрывают сознание человека. 

—  Как этот опыт помог вам в будущем?

— Это мне, как ни странно, многие из этих опытов потом помогли при создании своего эксклюзивного курса по управлению голосом. Управлять аудиторией, сознанием людей можно, используя эти методы звуковой тактики, о которых в учебниках вы не прочтёте. И ни один сценический педагог по технике речи, ораторскому мастерству вас этому не обучит. Это из самых глубин, так скажем, из подполья, информация о том, как работать, чтобы человек рассказал тебе все или максимально доверился. Если эти приёмы применять в мирной жизни, то это просто очень крутые наработки спикеров. 

—  Как я поняла, именно тогда и случился match с радио?

—  В тот период меня часто приглашали на радио. Тогда была Русская служба новостей, был жив Сергей Доренко, туда к нему приходила и ещё на многие другие радиостанции. И я, конечно, кайфанула вновь от радио, потому что до этого оно у меня было только в детстве, в школьное время. И вот уже много лет спустя я опять оказываюсь на радио и понимаю, что в отличие от телика, на котором проработала столько лет, это мгновенная реализация. Ты говоришь в прямом эфире, получаешь счастье здесь и сейчас. 

  Ощущение, когда ты владеешь аудиторией в прямом эфире — это мало с чем сравнится. Я полюбила радио и стала с ним больше контактировать. В том числе у меня были коммерческие проекты, не только медийно-рабочие, информационные и антитеррористические, но были ещё и коммерческие, где я зарабатывала и зарабатывала очень много. У меня был уже свой продакшн к этому моменту. 

— Расскажите про свои коммерческие проекты на радио.

— Мы делали коммерческие интервью, являясь представителями тех или иных компаний. Например, компания хочет продать недвижимость. Тогда было модно строиться в Турции, в Болгарии. Никто же не знал, к чему что приведёт. Они покупали эфир на какой-то информационной радиостанции, а я шла как их представитель, называясь другим именем, естественно, чтобы своё журналистское имя не связывать с коммерческой историей. И рассказывала так, как их бы представитель не рассказал, потому что он прекрасно знает про объект. Или представитель медицинской клиники прекрасно умеет лечить, но в эфире двух слов связать не сможет от страха. Я заранее беру интервью у этого человека, выясняю все подробности и именно вот эти подробности, которые интересны слушателю, доношу.

— Как вы оцениваете эффективность такой рекламы?

— Клиника в кризис, к ней стояла очередь, очередь на улице благодаря такой рекламе. Я помню комплекс, который строился в Турции, мы продали за два эфира. Полностью весь, более 300 апартаментов. Люди скупили. Потому что знаешь, как это преподнести. Даже сегодня я считаю, что информационная реклама, нативная реклама на информационных станциях очень мощно работает.

— Как вы считаете, какие особенности восприятия рекламы в радиоэфире?

— Даже сегодня я считаю, что информационная реклама, нативная реклама на информационных станциях очень мощно работает. Потому что сегодня где слушают радио? В основном только за рулём. И человек за рулём сосредоточен на дороге, там основное внимание. Поэтому то, что он слушает, он слушает в изменённом состоянии сознания. В его сознание можно занести любую информацию. Если грамотно сделать интересное, с правильными акцентами интервью, которое не будет выглядеть как коммерческое, то человек готов. Он сразу это покупает. Он просто понимает, что ему это надо. Это те же самые законы воздействия. 

  Однажды у нас купили время на развлекательной станции, как раз это была клиника. Они решили попробовать ещё выходить в эфир на музыкально-развлекательной станции. Это была станция 102.5 FM «Радио Попса». Это было историческое для меня событие, потому что диджеем там был Дима Гордеев. Он был ещё тогда совсем молоденький мальчик, и я пришла к нему в качестве гостя, которому он будет задавать вопросы. И мы с ним так вместе спелись, что продали на год вперед в этой клинике всё. И они говорят: мы теперь берем только эту радиостанцию, только этих двух. У нас был офигенный тандем.

  Мы, как пинг-понг друг к другу кидали этот мячик. Давно уже отклонившись от сценария. Глаз у нас горел. Конечно, все, кто к нам обращались, они все получали какой-то офигенный результат. Хотя он был диджеем на этой радиостанции. Я говорю: давай ты тоже под другим именем будешь приходить со мной на другие радиостанции. Не их местный ведущий, а ты будешь мне задавать вопросы, потому что ты тоже продаешь и я продаю. Мы просто усилим эффект. Так мы и сделали. Мы очень быстро стали миллионерами на таких эфирах. 

— Как вы пришли к идеи о федеральной школе радио?

— Поскольку у нас задача была не только зарабатывать деньги, пуская их на путешествия, а всё-таки что-то давать. Это же такая внутренняя потребность — всё время давать. Мы решили создать Федеральную школу радио, это была идея Димы. Там же была Наташа Малец, ведущая «DFM», его хорошая подруга, которая тоже в самом начале нашего проекта участвовала именно как творческий элемент в Школе радио. Но очень быстро она оттуда ушла и уже делала Московскую школу радио по нашему образцу со своей подругой. 

  Федеральная Школа радио заполнила собой всё пространство России и СНГ. Мы в офлайн открыли в 155 городах филиалы. Мы прилетали в этот город, находили там радиоведущих, программных директоров самых топовых станций. Мы с ними знакомились, мы их, так сказать, брали на работу. Мы проводили на этих радиостанциях кастинги, набирали группы, они их всех обучали. Так было в каждом городе. Если меня спросить, в каком городе я не была, я говорю: Нет такого города в нашей стране, где бы я не была и ещё по несколько раз. Я знаю, какой там лучший ресторан, какой там лучший отель, откуда самый лучший вид и так далее. И когда у нас стала безумно круто развиваться история с Федеральной школой радио, конечно, на 10 лет это стало с 2008 по 2018 год моим главным детищем.

— Вы многие годы обучали радиоведущих по всей России. Какие основные ошибки и проблемы вы наблюдали у начинающих радиожурналистов?

— Да если бы радиожурналистов. Люди приходили с полной уверенностью, что сейчас он сядет и будет диджеем вести ток-шоу на топовой радиостанции с утра или вечером. Сразу станет безумно богатым и известным. Это главная ошибка. Главная ошибка, когда человек приходит куда бы то ни было, считая, что если он оплатил, например, или за него договорились, то сейчас дальше ему дадут. Вот что-то с ним будут делать. Это так же, как люди, которые приходят к музыкальному продюсеру и дальше, ну давай, продюсер, делай из меня звезду. 

  Но если человек сам не включается, то ничего не получится, нигде. Сколько за тебя не заплати, никогда ничего не случится. Да, ещё раз повторю, что если тебя привели куда-то, потому что у тебя есть такой ресурс, тебе повезло, что он у тебя есть. Но если ты сам из себя ничего не представляешь или не планируешь пахать, то ничего из тебя не получится. Тут вопрос даже не в том, чтобы пахать и упахаться. Гореть. Вот именно кайфовать от того, что ты делаешь. Что это именно твоё. Многие приходили, не зная, ну моё это или не моё, говорят, у меня красивый голос, ну вот решила попробовать. Но человек этим не горит.

— Были ли определённые типажи людей, которые приходили в вашу Школу Радио? 

— Мы даже смеялись над этим, потому что мы знали, что всегда придёт несколько красивых, успешных девушек от 25 до 30 лет, которые уже состоялись в своем городе во всём, но теперь они хотят медийности. И это будут такие умнички-отличницы. Они всё будут делать, но не факт, что из них получится ведущий, потому что они будут всё делать, да, пахать они будут, но не факт, что это как раз их. Вот там не всегда случается любовь, там нет горения. Но кто-то из них обязательно, как минимум ведущий новостей или программ по заявкам получится. Придут несколько парней разгильдяев, которые будут считать, что сейчас он станет великим диджеем, отдаст долги, наконец его будут все любить. Из этих никогда не получится ничего. Да, придёт обязательно несколько ведущих мероприятий для них это скорее реклама их самих. Из них тоже получается. Я даже могу конкретные примеры привести, Дмитрий Чупахин стал ведущим на «Хит-FM» в Ростове-на-Дону, и ценник на его мероприятия поднялся во много раз. 

  Самый крутой типаж в каждом городе в количестве одного, двух или трёх человек на каждый кастинг. Это была тётечка 48-55 лет примерно, которая горит и сверкает глазами, умница. У неё было всё,  разводы, мужья, дети, внуки, бизнесы крутые, какие-то должности, переезды — неважно. При этом она не потеряла вкус к жизни, и она фанатка была первых диджеев на радио, которые появились в 90-е, когда появились Женни Шаден, Антон Комолов, Шелест вот этого периода. Из этих получаются самые крутые медиа персонажи, которые потом вещают по всем радиостанциям, несмотря на их возраст. Из них потом получаются и блогеры, и вокальные певцы, и люди, которые становятся в жюри на крутых телевизионных проектах, и прочее.

6
политикой конфиденциальности

Запись на бесплатное пробное занятие

Поиск по сайту