Школа журналистики
имени Владимира Мезенцева
при Центральном доме журналиста

Иммерсивная журналистика: новый этап развития СМИ в эпоху цифровых технологий

Современные технологии уже давно начали проникать во все сферы жизни человека. Журналистика не стала исключением. Технологии виртуальной реальности теперь являются одним из способов подачи информации. Наступил новый этап развития СМИ — иммерсивная журналистика.

© Нейросеть/ Школа журналистики имени Владимира Мезенцева

Иммерсивная журналистика, или, как её ещё называют, журналистика погружения появилась относительно недавно. Чуть больше десяти лет назад данное направление начала развивать Нонни де ла Пенья. Инновация основательницы цифровой медиакомпании Emblematic Group стала весьма востребованной благодаря использованию в журналистской сфере очков виртуальной реальности, которые на сегодняшний день имеют большой спрос. На платформе G2.com отмечают, что VR-технологиями пользуются уже 171 миллион человек по всему миру.

На сайте MarketSplash была опубликована статистика, где сказано, что 64% пользователей виртуальной реальности применяют эти технологии для игр. Некоторые ограничивают возможности VR-очков, даже не подозревая, что их можно использовать практически в любой сфере жизни человека. Современные зрители, прежние читатели, теперь получают информацию, погружаясь в центр событий. Многие стали видоизменять свой контент под форматы VR, AR, MR и 360 градусов. Главная цель иммерсивной журналистики — создать возможность присутствия.

Огромное преимущество иммерсивности — это переход на новый уровень репортажей или, например, документальных фильмов. Когда проходила коронация Карла III, об этом написали «Газета.ru», Forbes, «Лента.ру» и многие другие. В публикациях были фото, информативный текст, но если бы они применили технологии виртуальной реальности, то человек смог бы ещё больше погрузиться в атмосферу празднества. Благодаря 3D-моделированию и 360-градусной съёмке люди со всех уголков мира очутились бы на Венецианском карнавале, Олимпиаде в Рио-де-Жанейро или, например, на недавнем запуске «Союза МС-18» в космос.

В России журналистика погружения только начинает развиваться. В 2022 году информационное агентство «РИА Новости» впервые презентовало VR-технологии. В скором времени оно разработало приложение «РИА.Lab». Для пользователей был создан уникальный проект, состоящий из 360-градусных видео с использованием виртуальных очков и без. Информационная, образовательная, развлекательная функции журналистики переместились в VR-видео. Благодаря приложению вы можете заочно побывать на лунной станции, планируемой к строительству на 2038 год, оказаться в 1961 году в момент запуска космического корабля «Восток-1» с Юрием Гагариным и на примере братьев Запашных узнать, как дрессируют хищных животных для трюковых шоу. Также при помощи иммерсивного формата вы погрузитесь в исследование причин крушения Airbus A321 на кукурузном поле. Это похоже на аналитический жанр — журналистское расследование, только с VR-технологиями.

Международный телеканал RT также запустил свой проект RT360 с панорамным контентом. Благодаря иммерсивности зритель узнает о жизни местных на небольшом острове Шри-Ланка или, например, о менталитете китайцев. Познавательный проект телеканала «Революция 360» даёт возможность погрузиться в события 1917 года или даже оказаться в тайной квартире Иосифа Сталина, где он со своими приближёнными обсуждал побег из Петрограда. Представьте научную статью историка об июльском кризисе 1917 года или журналистское расследование причин обвинений в сторону Владимира Ленина из-за его отношений с немцами. Раньше подобные материалы печатались в газетах. Сейчас же благодаря телеканалу RT, помимо обычного информирования, зритель сможет всецело погрузиться в историю и оказаться как бы рядом с участниками событий.

Своё мнение по поводу иммерсивной журналистики высказал корреспондент новостного интернет-издания NEWS.ru, выпускник факультета международной журналистики МГИМО МИД России и Школы журналистики имени Владимира Мезенцева при Центральном Доме журналиста Михаил Михайлович Розен:

«VR-технологии в моём университете мы проходили как одну из тем по английскому языку. Я их ни разу не применял. В целом мне кажется, что VR помогает как-то глубже раскрыть историю, погрузиться в неё, заставить человека больше сопереживать героям. Я не удивился, если бы появился какой-нибудь проект, посвящённый, например, военному конфликту, чтобы человек мог, например, взглянуть на панораму боевых действий.

Это сильный инструмент, но у него есть существенный недостаток. VR-очки, по крайней мере, в России, не пользуются такой большой популярностью, чтобы эта журналистика стала массовой. Если у меня будет возможность проникнуться какой-либо историей глубже с помощью этих технологий, которые мне также будут нужны ещё для каких-то целей, то это будет полезно. Сама технология замечательная. Я положительно к этому отношусь, но пока это остаётся развлечением для узкой группы лиц».

Большое преимущество иммерсивной журналистики — конвергенция. Использование VR-технологий способствует cозданию мультимедийного контента, на который сейчас стараются перейти многие издательства, агентства и т.д. Видеоформат уже давно появился в электронных версиях печатных газет, таких как «Московский комсомолец», «Новая газета», «Коммерсантъ» и др. Некоторые объединяются для совместного контента, как газета «Уральский рабочий» и организация «East Media», которые создали приложение «iВечерка» для выпуска новостей. Многие параллельно с печатной прессой задействуют интернет-пространство, например, «Комсомольская правда» и «Аргументы и факты». Благодаря иммерсивной журналистике контент также превращается в конвергентный. В одном таком материале присутствуют: визуальное содержание, аудиоформат, совместная деятельность издательств, научных деятелей, IT-компаний и т.д.

Взаимодействие медиа, коммуникационной и компьютерной отраслей также способствует появлению журналистики погружения на платформе YouTube. Некоторые блогеры уже используют иммерсивные технологии в своих видео. Например, на телевидении существует познавательный канал Animal Planet, который ведёт съёмку о животных, рассказывает об их особенностях, среде обитания и т.д. Теперь подобный контент можно наблюдать в очках виртуальной реальности на YouTube-канале National-Geographic, ещё больше погружаясь в дикую природу. Люди, интересующиеся Токио, могут вместо прочтения путевого очерка посмотреть виртуальное видео AirPano, записанное с высоты птичьего полёта с озвучиванием достопримечательностей.

Каждый год журналистика совершенствуется, видоизменяется и приобретает новые жанры. Технологическую революцию невозможно остановить, но под неё можно подстроиться и эффективно использовать на практике. Новая ступень развития СМИ в лице иммерсивной журналистики способствует более современному и качественному созданию контента.

92

Запись на бесплатное пробное занятие

Может быть интересно:

Поиск по сайту