Школа журналистики
имени Владимира Мезенцева
при Центральном доме журналиста

Информационная гигиена: как не стать жертвой пропаганды

Что такое пропаганда, и как она проявляется.

Пропаганда, как утверждает Википедия, — это распространение взглядов, фактов, аргументов, часто слухов, искаженной информации или заведомо ложных сведений, с целью формирования нужного общественного мнения и манипулирования общественным сознанием.

Она проявляется повседневно: по телевизору, соцсетям, СМИ. Людям говорят определённую, «нужную» точку зрения насчёт какого-то предмета, подкрепляя это чаще всего необоснованными и неправдивыми фактами.

Кому выгодна пропаганда

С 20 века пропаганда применялась в диктаторских государствах, однако по сей день она применяется в многих странах. Это может быть выгодно правительству, бизнесменам, массовое одобрение этих идей принесёт им дополнительную прибыль, «влиятельным» людям и даже оппозиции. Однако по большей части пропаганда не приносит никакой пользы народу.

Пропаганда – это вредное общественное явление?

Пропаганда – это способ массового контроля, с которым надо бороться. А всё потому, что человек должен научиться сам оценивать жизненные ситуации, без влияния другой стороны. Научиться самому делать здравые, гуманные и адекватные выводы – вот к чему должен стремится человек, а не только слушать и искренне верить одной позиции. Именно «both side» (оценка ситуации с разных точек зрения) – это эталон современного мышления.

Однако есть люди, которые считают, что в интересах как государства, так и народа нужно забрать у человека возможность слушать разные мнения и оставить только одно, в которое все должны будут верить.

Что делать, чтобы не стать жертвой пропаганды

Чтобы не стать жертвой пропаганды надо:

  • Читать разные СМИ, противоположные друг другу позиции
  • Отвергать всё, не верить любой информации «на словах»
  • Всегда проводить Факт-чек: проверять информацию в 3 или более авторитетных ресурсах
  • Обращать внимание на детали и особенности написания или посыла
  • Искать логику и возможную выгоду для издания от пропаганды

Мощнейшая пропагандистская машина 20 века:

«Отец» нацистской пропаганды Йозеф Геббельс одним из первых понял, что для эффективного продвижения необходимых властям идей необходимо задействовать культуру и СМИ, затрагивая эмоции, а не разум. Через радио и прочие источники он начал внедрять интересы государства и очернять тех, кто был против них. Пропагандистская машина работала массово и практически беспрерывно. Таким образом, нацистское правительское за короткое время убедило поверить в свою идеологию множество людей.

Способы пропаганды:

  • Навешивание ярлыков: использование слов с негативным окрасом по отношению к определенным лицам или группам с целью вызвать неприязнь, предубеждение к ним. Этот метод провоцирует делать выводы, не требуя доказательств и проверок.
  • «Общий вагон» Метод нацелен на убеждение человека, что все представители его группы поддерживают определенную идею. Могут использоваться фразы вроде: «Все нормальные люди понимают, что…»
  • «Блистательные обобщения» Расплывчатые фразы, связанные с ценностями и убеждениями, разделяемыми общественностью. Часто апеллируют к таким понятиям, как честь, патриотизм, стремление к миру, свободе — категориям, которые означают разные вещи для разных людей

Как бороться с пропагандой:

Чтобы бороться с пропагандой, нужно не становится её жертвой, разглашать другие точки зрения, просвещать и разговаривать с людьми, которые попали под её влияние. Открытое высказывание своего мнения – это и есть борьба с пропагандой.

6

Запись на бесплатное пробное занятие

Может быть интересно:

Поиск по сайту