![P1140597-vi by thekamynin, on Flickr P1140597-vi](https://farm8.staticflickr.com/7143/6817676551_33b4287afd.jpg)
![P1140597-vi by thekamynin, on Flickr P1140597-vi](https://farm8.staticflickr.com/7143/6817676551_33b4287afd.jpg)
В московском центре дизайна прошла выставка «Искусство памяти: 19/91». Основой композиции стали зарисовки и картины по мотивам фотохроники тех самых девяностых. Над ней работали куратор выставки Валерий Анашвили и художники Виктория Шумская и Влад Юрашко.
1991 год – год великого разлома в Российской истории, когда люди, родившиеся еще в СССР, вдруг резко стали гражданами независимых отдельных государств. Влад Юрашко, работы которого составляют основу экспозиции, показывает начало девяностых годов двояко, размыто и как-то печально. Впрочем такими, похоже, и были те года.
![IMG_7258 by thekamynin, on Flickr IMG_7258](https://farm8.staticflickr.com/7023/6817676193_3fbd519934.jpg)
![IMG_7258 by thekamynin, on Flickr IMG_7258](https://farm8.staticflickr.com/7023/6817676193_3fbd519934.jpg)
Живопись основана на исторических фотоматериалах, которые в полной мере отражают смысл тех тяжелых для многих людей лет. Картины разделены на несколько циклов: «ЮБК», «Искусство памяти», «Слэш», «Очередь в будущее» и «Исчезающий архив».
«ЮБК» напоминает о безмятежном и прекрасном юге, который живет своей, какой-то насыщенной и полной гармонии мира. «Искусство памяти» — «очередь» из портретов тех политиков, кого настоящий обыватель не так давно считал виновным в несостоятельных реформах. У людей, переживших развал советского государства, эти лица вызывают беспокойство и тоску, от которой сводит желудок.
«Слэш» — это цитирование дней путча, когда танки шли по улицам Москвы и многие принимали это событие за начало новой Гражданской войны. Именно эти работы больше всего пропитаны духом свободы, которая выражалась как в поступках простых обычных людей, так и в поступках журналистов. В частности, Татьяна Малкина, задавшая легендарный вопрос ГКЧП о государственном перевороте, явила собой образ журналиста, как такой неожиданный феномен свободы слова. Такой свободы, что человек встал и заявил правительству, что оно незаконно.
![5142 by thekamynin, on Flickr 5142](https://farm8.staticflickr.com/7162/6817675899_6b29fe7c4b.jpg)
![5142 by thekamynin, on Flickr 5142](https://farm8.staticflickr.com/7162/6817675899_6b29fe7c4b.jpg)
«Очередь в будущее» — отражение банальной, а может и не очень, действительности, когда люди, помимо типичного гастронома, толпились у первого «Макдоналдса». Картины этой серии напоминают газеты, где текст расплывается, а «фотографии» не имеют четких линий.
В серии картин «Исчезающий архив» присутствует поразительная особенность. Ты видишь как строчки, слова, изображения практически не заметны на холстах. Возникает ассоциация с памятью, когда ты вроде и помнишь все события, но они со временем начинают принимать размытые очертания.
![3122 by thekamynin, on Flickr 3122](https://farm8.staticflickr.com/7142/6817676341_48ba648624.jpg)
![3122 by thekamynin, on Flickr 3122](https://farm8.staticflickr.com/7142/6817676341_48ba648624.jpg)
Именно здесь человек имеет возможность либо заново, либо в первый раз окунуться в ту эпоху, когда люди на своих глазах делали новую историю, ощутить на себе страх, тревогу и неясность будущего. Здесь человек не читает всем знакомую историю в книгах. Здесь он переживает и чувствует то время.