Как писать КИЗ и ИЗ?

Краткая Информационная Заметка (КИЗ) и полная Информационная Заметка (ИЗ) — это базовые жанры в журналистике, научившись писать которые можно без особого труда освоить другие, более сложные форматы. КИЗ и ИЗ различаются в единственном (помимо объема текста), но очень важном пункте: в полной информационной заметке в отличие от краткой обязательно должна быть Главная Мысль (ГМ), которая будет раскрываться автором, начиная с заголовка и до самого последнего абзаца. В написание такого рода текстов есть несколько стадий, на которые стоит обратить внимание.

Выбор темы

Выбор темы для будущего текста – очень важный этап в работе. Журналист должен быть достаточно хорошо осведомлен в той теме, о которой он пишет. Именно поэтому невозможно писать обо всем: нужно хорошо разбираться (читай: жить) в одной теме, причем она должна быть интересна журналисту — тогда и новости будет проще искать, и интересные идеи будут появляться.

На первый взгляд кажется, что новость найти совсем несложно: открыть любой информационный сайт, выбрать одну из «Топ 10» и о ней написать. Однако начинающий журналист не на все новости способен написать внятную заметку. «Почти каждая новость – это скандал. – отметил как-то на лекции руководитель курса информационно-аналитической журналистики Александр Латкин. — Но этот скандал не всегда сразу заметен». Поэтому стоит искать яркие, неоднозначные, порой конфликтные события или происшествия.

Еще интереснее текст может получиться, если автор сам побывал на мероприятии или стал свидетелем события, о котором пишет. Если «выйти в поле», то у журналиста появляется возможность пообщаться с людьми, получить оригинальную, а потому ценную, информацию. Ведь за любой новостью — светский скандал или переговоры глав государств — стоит человеческая история, и журналист должен дать в своем тексте ответы на вопросы: «Почему герой новости так поступил?», «Чего он на самом деле хочет?», «Что привело его к этой ситуации?», «Что он будет делать дальше?»

Таким образом при работе над заметкой журналист должен:

1. Собрать как можно больше информации по теме заметки.

2. Понимать истинные мотивации героев заметки.

3. Выделить главное противоречие, главный конфликт события, о котором пишет.

Структура текста

В самом начале года Александр Латкин, округлив от ужаса глаза, назвал слово, которым он всегда терроризирует своих учеников. Это слово «Структура». В некоторых изданиях чаще говорят о Формате заметки.

Структура – один из самых важных инструментов, используемых как начинающим, так и опытным журналистом. Применяя этот инструмент, легче писать понятные читателю тексты. Научившись писать тексты по Структуре, затем можно немного отходить от нее, используя другие приемы. В разных изданиях Структура текста может отличаться.

Согласно наиболее распространенной Структуре, заметка состоит из следующих частей:

1. Заголовок;

2. Лид (Вводка);

3. Инфо (новость и основные подробности);

4. Бэк (предыстория);

5. Мнение участников новости;

6. Мнение экспертов;

7. Вывод/прогноз.

Попытаемся пролить свет на каждую из составляющих заметки. Начинать писать текст нужно с новостного блока Инфо — Вводка и Заголовок придумываются уже после того, как готов весь текст.

Инфо

Из этой части читатель должен получить максимально сжатое представление о событии, чтобы на основе этого у него уже могло сформироваться определенно мнение — пусть даже самое примитивное. В первом абзаце не стоит слишком изощрятся. Новость должна быть изложена лаконично (2-3 предложения) и понятно — читатель должен получить ответы на главные вопросы «Что? Где? Когда? Кто? Что случилось?» В этом блоке могут быть использованы цитаты участников события если они и есть предмет новости — например, если заявление президента или иного влиятельного лица.

Бэк

Написав первый блок Инфо, в котором содержится новость, начинающий автор обычно думает: «Фух, пронесло! Можно перейти и комментариям…». А вот нет, нельзя, рано еще. Между Инфо и Комментариями находится еще один абзац с непонятным на первый взгляд названием «Бэк» — так журналисты сокращают английское слово background. В этой части текста содержится предыстория произошедшего события. Как уже упоминалось выше, за любым событием стоит история героев новости, а поэтому в Бэке нужно привести интересные факты из их прошлого, которые так или иначе связаны с новостью. Если новость имеет отношение к появлению чего-то нового (фильма, книги, гаджета, продукта, etc.), нужно кратко рассказать об истории их создания. В случае, когда речь идет о каком-то мероприятии, то стоит рассказать об организации данного события и людях, к этому причастных. Эта часть должна быть написана, как и новость, лаконично. Нужно выбирать такие исторические подробности, которые наиболее полно раскрывают суть новости. Например, если новость заключается в выпуске нового фильма режиссера, то нужно в Бэке упомянуть его предыдущий фильм, но вряд ли стоит писать о том, когда он родился и сколько у него детей.

Комментарии участников

В блоке «Комментарии участников» нужно написать о точках зрения людей, которые непосредственно относятся к произошедшему событию. Любое событие не может в принципе восприниматься всеми людьми одинаково: каждый имеет свою точку зрения, которую порой не прочь выразить. В этом блоке нужно столкнуть мнения героев, показать противоречия между ними. Это поможет читателю посмотреть на новость под другим углом, узнать уникальные подробности. При анализе причин события обязательно найдутся конкуренты героев новости, которые могут рассказать что-то интересное, порой скандальное и до определенного момента неизвестное читателю.

Комментарии экспертов

В этом блоке приводятся мнения людей, анализирующих произошедшее. Чаще всего это эксперты в той или иной области, которые могут дать максимально объективную оценку. Однако для более объемного рассказа о событии необходимо привести мнения различных, лучше всего несогласных друг с другом экспертов. Если речь в тексте идет о фильме, театральной постановке или выставке, то в этом блоке стоит привести отзывы зрителей.

Комментарий можно найти в материалах, уже опубликованных другими СМИ. В этом случае нужно написать, кем и для кого он был дан («Не вы же надыбали!» – обычно смеется Александр Латкин). Более сложный путь – получить информацию у интересующего вас человека напрямую, позвонив или написав ему. Такая информация ценится высоко, ведь она оригинальна, а поэтому у текста появляется еще одно преимущество перед материалами других СМИ.

Стоит выбирать самые информативные и эмоциональные реплики, отсеивая скучные и дублирующие друг друга — они должны вызвать в читателе смех, грусть, сочувствие или даже негодование.

Вывод

Этот блок отсутствует в КИЗ, но порой завершает ИЗ. В этой части автор подводит итог всему тексту, кратко излагая его главную мысль, дает прогноз развития ситуации. Однако если главная идея или ответ на основной вопрос заключены в одном из комментариев, а прогноз сформулирован экспертами, то этот блок не нужен. При написании этого блока нужна помнить, что формат ИЗ не предполагает явного высказывания мнения журналиста — читатель должен сам сделать вывод на основе приведенных в тексте подробностей и комментариев.

Заголовок и Лид (вводка)

Вы, наверное, уже подумали, что автор этого руководства забыл рассказать о двух самых первых составляющих заметки. На самом деле, к этим двум элементам нужно возвращаться после написания основного текста. Ведь во время работы первоначальный замысел может поменяться — журналист может узнать новые подробности или у него могут появиться неожиданные идеи.

Лид или Вводка – больное место для начинающих журналистов. Этот элемент совсем небольшой (3-4 предложения), состоит он из кратко изложенной новости, главной мысли и намека. Задача Вводки – проинформировать читателя, заинтересовать его так, чтобы он захотел прочитать весь текст. Для простоты объяснения Александр Латкин использует пример простейшей Вводки: «Иван Петров вчера убил свою жену. Но он ее до сих пор любит». Читатель получает сразу всю базовую информацию о событии (Кто? Когда? Что?), но при этом у него возникает вопрос: «Если Иван Петров до сих пор любит свою жену, то почему же он ее убил?» Это разжигает в читателе интерес, и он читает весь текст, надеясь найти ответы на свои вопросы. Очевидно, что ответы на вопросы, поставленные во Вводке, должны содержаться в тексте. Если же ответов нет, то в тексте должно содержаться объяснение — почему ответы на эти вопросы пока неизвестны.

Начинающие журналисты часто путают новость текста и его Главную Мысль. Читатель обращается к ИЗ не столько для того, чтобы узнать новость (новость он может найти в КИЗ), сколько хочет узнать подробности и подоплеку описанных в тексте событий (это и есть то, что мы называем «Главная Мысль» текста). Разницу между новостью и Главной Мыслью можно понять из простого примера: новый фильм известного режиссера провалился в прокате, и журналист пишет текст о том, почему фильм провалился. Здесь новость — это то, что фильм провалился. А Главная Мысль — объяснение почему он провалился.

Заголовок – это визитная карточка текста. Именно по нему читатель определяет, будет ли он читать вашу заметку. Заголовок нужно придумывать, когда уже текст и Вводка полностью готовы. На самом деле, создать действительно хороший заголовок не так-то просто. К этому нужно иметь особый талант или хотя бы чувство юмора. Базовый прием создания более или мене внятного заголовка заключается в том, чтобы кратко передать новость (Что? Где? Когда?) и намекнуть на главную мысль текста. Для того, чтобы он получился более живым и динамичным, стоит использовать глагол. Когда этот прием будет освоен, можно пробовать что-то более сложное и оригинальное — например, заголовок-каламбур.

Практически во всех журналистских текстах информация расположена по понижению ее ценности сверху вниз (этот прием еще называют принципом «обратной пирамиды»). Вначале находится самая важная и интересная информация, а ниже – менее полезная для читателя. Такая своеобразная иерархия информации в тексте помогает управлять вниманием читателя: открыв газету или журнал, человек ищет яркие заголовки и интригующие Вводки, а только затем берется за чтение текстов. Иногда ему достаточно прочитать абзацы с новостью и Бэком, чтобы получить общее представление о произошедшем событии. Но если его интересуют подробности, подоплека новости или объяснения специалистов, он читает текст до конца.

Языковые проблемы

Многие юные журналисты имеют большие проблемы с речью: допускают огромное количество стилистических ошибок, неправильно строят предложения из-за чего рушится логика в тексте.

«Молодые ребята пытаются писать!» – говорит Александр Латкин, насмешливо растягивая последнее слово. Неспроста несколько раз в этом руководстве было использовано слово «лаконично». Перед журналистом не стоит задача написать яркий и живой художественный текст, используя эпитеты и метафоры — яркими и живыми должны быть факты и цитаты. Потому стоит излагать все кратко и понятно, не применяя «принцип Карамзина непрямого называния» — при использовании такого приема в тексте оказывается больше слов, чем смыслов: например, вместо слова «стол», автор пишет «конструкция из деревянных частей».

Но в тоже время не стоит уходить в официально-деловой стиль — читателю будет совершенно неинтересно читать текст, написанный канцелярским языком. Откажитесь от экспрессивно окрашенной лексики и жаргонизмов. Если в заметке на определенную тематику используются термины, то их нужно обязательно в скобках объяснить, чтобы не поставить читателя в тупик. Стоит создать дружеский тон в тексте, используя нейтральный и простой язык.

Советы начинающим журналистам:

1. Чтобы текст не выглядел неряшливым, перечитывайте его несколько раз «чужими глазами». Про каждую фразу спрашивайте себя: «Зачем читателю это читать? Что нового он узнает из этой фразы?» Если ответ отрицательный — безжалостно вычеркивайте такие фразы;

2. Давайте читать свои тексты родным и друзьям, наблюдайте за их реакцией, интересуйтесь, все ли понятно. Так можно избавиться от нелогичных и витиеватых выражений, научиться писать понятнее;

3. Проверяйте всю информацию, использованную вами в тексте;

4. Не «обличайте пороки», дайте человеку возможность на основе вашего текста сформировать собственное мнение;

5. Учитесь спокойно принимать и объективно оценивать критику, ведь в будущем вам обязательно придется взаимодействовать с редактором, коллегами и читателями;

6. Не бойтесь разговаривать с людьми и задавать им порой смешные, провокационные вопросы — их яркие и живые ответы украсят ваши заметки;

7. Старайтесь ответить на все мыслимые и немыслимые вопросы, которые могут возникнуть у читателя;

8. Учитесь на чужих ошибках, но не повторяйте их — слушайте как преподаватель или редактор критикует тексты ваших коллег;

9. Больше пишите, набивайте руку. Старайтесь писать максимально быстро;

10. Больше читайте текстов профессиональных журналистов. Базовому нейтральному стилю изложения можно научиться, каждый день читая газету «Коммерсантъ», создатели которой первыми после распада СССР начали внедрять новые стандарты журналистики. В результате возник легкий, немного ироничный стиль, который передается от одного поколения журналистов к другому. Для сравнения, стоит читать тексты на ту же тему, но написанные в другом стиле — например, заметки из газеты «Комсомольская правда». Так можно, с одной стороны, понять отличия стилей разных изданий, а, с другой стороны, увидеть, что практически одинаковые элементы базовой Структуры используются при написании заметок в разных стилях и форматах;

6
политикой конфиденциальности

Запись на бесплатное пробное занятие

Поиск по сайту