Как заставить героя говорить? 

Разговор с другом, членом семьи или преподавателем — это всегда легко. Но что, если предстоит диалог с известной личностью, актёром или певцом? Как добиться расположения, взаимной симпатии? Об этом рассказала Александра Мартынова, преподаватель Школы журналистики имени Владимира Мезенцева при Центральном Доме журналиста.

Александра Мартынова и Домжуровцы
Александра Мартынова с Домжуровцами в Банкетном зале Центрального Дома журналиста
© Маргарита Лукманова/ Школа журналистики имени Владимира Мезенцева

Что делать, — если герой закрывается в себе, и ему сложно открыться журналисту?

— Каждый уважающий себя журналист должен быть хорошим, как социологом, так и психологом. Для того, чтобы расположить к себе героя, во-первых, необходимо уметь правильно искать информацию о нём. На занятиях я говорила ребятам, что пользоваться нужно абсолютно любыми источниками. Опираться не только на то, что написано в Википедии или последнем интервью, но и на комментарии. Они подталкивают журналиста на нахождение необходимой информации, той, что будет интересна публике. Ознакомившись с вопросами, которые пишут комментаторы, хейтом, у нас появляется возможность задать вопросы, которые помогут сделать текст полноценным, составить полный портрет о герое. Вторым важным фактором является понимание того, зачем я разговариваю с этим человеком, какую цель я преследую.

Как вам удавалось разговорить героя, помочь раскрыться?

— Лично мой совет такой: в момент знакомства или встречи на лице журналиста всегда должна присутствовать добрая улыбка. Мы начинаем с «Здравствуйте», с представления себя: «Меня зовут так-то, журнал такой-то, я очень рада с вами познакомиться». А если вы виделись ранее со своим собеседником, то: «Я очень рад снова встретиться с вами». После этого можно спросить о том, как у героя дела, какое у него настроение. Обычно перед интервью я стараюсь узнать хобби героя. Если, например, он футбольный фанат, то обсудить с ним недавно прошедший матч. Проще говоря, проявить свою заинтересованность.

Играет ли роль место, в котором будет проводиться интервью? Поможет ли оно герою настроиться на нужный лад?

— Конечно. Пускай даже на охоте произойдёт этот разговор. Главное, чтобы был включён диктофон. Во-первых, по памяти восстановить весь диалог очень сложно. А, во-вторых, на личном опыте расскажу, что у меня были такие истории, когда был упущен момент. Один раз я ехала с героем в автобусе, мы сидели вдали от всех. И как-то зацепились языками. Когда мы закончили разговор, я говорю: «Слушайте, я на эту тему с удовольствием взяла бы у вас интервью». На что герой мне ответил: «Саша, включи диктофон, и я попробую рассказать всё сначала». Но повторный рассказ не подразумевает эмоции, которые были в первый раз, возможно, будут упущены какие-то детали. По итогу мы ещё раз записали интервью, а истории, которые я запомнила и вспомнила потом просто вставила в текст. 

Иногда герой может дать контакт своего агента. Как в таком случае поступать, если есть некий посредник?

— Агент агенту, конечно, рознь. Бывают агенты вреднючие, когда, например, артист адекватнее, чем все вот эти люди. Если честно, за 12–13 лет моей журналистской деятельности плохих, мерзких агентов не встречалось. Ведь дело вот в чём: когда ты профессионал своего дела, то ты не даёшь волю чувствам. Все негативные эмоции оставляешь дома за порогом или в лифте. Никого, а тем более героя, не должно волновать твоё внутреннее состояние. Наоборот, я как журналист, должна обращать внимание на всевозможные изменения в артисте. Из своего опыта работы с агентами могу привести Антона, представителя Ольги Бузовой. Он всегда ко всему готов, настроен только на положительное. Антон очень давно работает с Олей, поэтому часто они мыслят одинаково и, соответственно, запросы от меня схожие по идее. Есть ещё один элемент, который нельзя упускать. Чтобы диалог был выстроен без различных неожиданностей, стоит спросить у героя о том, какой он видит вашу беседу. Если есть какие-то темы, на которые он хотел бы сделать акцент, то узнать, стоит ли вопросы к ним прописать отдельно. Обычно именно такие мелкие детали и располагают к себе людей.

Каракулян Алина, корректор 

26

Запись на бесплатное пробное занятие

Поиск по сайту