![DSC06637 by slovozanami, on Flickr DSC06637](https://farm8.staticflickr.com/7252/7007720461_01761e73fe_z.jpg)
![DSC06637 by slovozanami, on Flickr DSC06637](https://farm8.staticflickr.com/7252/7007720461_01761e73fe_z.jpg)
В рамках 9-го московского международного фестиваля «Фотобиеннале 2012» в фонде культуры «Екатерина» стартовала выставка китайского фотографа Лю Болиня, известного под псевдонимом Человек-невидимка ( The invisible man )
Лю Болинь — представитель «нового искусства», которое возникло из-за перемен в бывших социалистических странах. Ветер перемен в лице демократии затронул все сферы жизни китайского общества. Именно способность адаптироваться и меняться под окружающую действительность стала идеей для творчества Лю Болиня. Потребность менять свою окраску, как хамелеон. В природе это явление называют мимикрией — свойством, которое необходимо, чтобы остаться незамеченным.
![DSC06641 by slovozanami, on Flickr DSC06641](https://farm8.staticflickr.com/7036/7007720381_850ce4afef_z.jpg)
![DSC06641 by slovozanami, on Flickr DSC06641](https://farm8.staticflickr.com/7036/7007720381_850ce4afef_z.jpg)
На выставке представлена серия фотографий Болиня под названием «Урбанистический камуфляж». На фотографиях человек, лишенный личностных качеств и индивидуальности. Он неприметен в толпе, его тело ничего не выражает и не двигается, глаза закрыты. Издалека персонажи на фотографиях не существуют, а отсутствуют. Фигура потеряна в общем рисунке фона. Так или иначе, на первом плане в поле зрения будет здание или яркий лозунг, а вовсе не Человек с большой буквы. С каждой фотографией фигура человека сливается все больше. Пока совсем не исчезает. Можно вспомнить слова героя произведения Обломова в одноименном романе И.А. Гончарова : « А как мало тут человека-то нужно: ума его, воли, чувства — зачем это? Роскошь!»
![DSC06638 by slovozanami, on Flickr DSC06638](https://farm8.staticflickr.com/7186/7007720183_66b28790a8_z.jpg)
![DSC06638 by slovozanami, on Flickr DSC06638](https://farm8.staticflickr.com/7186/7007720183_66b28790a8_z.jpg)
Мастерство Лю Болиня в том, что он обращается к разным способам передачи «потерянного» человека среди городских джунглей. Это боди-арт и скульптура. Ежедневно люди маскируются и становятся частью своего города, страны, мира. Они теряются в толпе метро, на полках супермаркетов, они часть единой системы, которая жадно поглотила их. С высоты китайского художника это выглядит так: люди всего лишь тени и дополнение к фону, из года в год становясь все бледней и незаметнее. Таким образом, данная серия — «крик» обывательскому и потребительскому отношению к человеку. Лозунги и яркий фон отнимают у человека свободу, а люди устали играть в прятки.
![DSC06642 by slovozanami, on Flickr DSC06642](https://farm8.staticflickr.com/7263/6861603524_85e8b31bcd_z.jpg)
![DSC06642 by slovozanami, on Flickr DSC06642](https://farm8.staticflickr.com/7263/6861603524_85e8b31bcd_z.jpg)
Для современных городских обывателей выставка вызывает чувство самоиронии: в книге отзывов один посетитель написал: «Китайцы снова нас обогнали!»
Фото автора.