Александр Дяченко — бренд-стратег, CMO медиахолдинга «Double Day», автор подкаста «Маркетинг и реальность» — в интервью для сайта Школы журналистики имени Владимира Мезенцева при Центральном Доме журналиста рассказал о специфике профессии.
— Опишите свою работу 3 словами.
— Контент, маркетинг, PR.
— Что важнее в профессии: честность или деньги?
— Деньги.
— Какой журналист может назвать себя успешным?
— Тот, который может раздобыть любую информацию.
— В чём специфика Вашей профессии?
— Я делаю и продвигаю подкасты. Специфика — в создании и развитии бренд-медиа под задачи бизнеса, экспертов и так далее.
— Кому стоит учиться на журналиста?
— Я сам не учился, не могу сказать.
— Как Вам помогло образование в работе?
— Я по образованию айтишник, закончил Донецкий национальный технический университет. Моя первая работа была связана с разработкой сайтов. Из программной инженерии я выбрал направление «Веб-разработка» и пошёл работать как разработчик сайтов. Позже я начал всё больше уходить в маркетинг, а уже через много лет решил полностью погрузиться в PR, сделал своё медиа «Подкаст “Маркетинг и реальность”» и сейчас развиваю его, плюс работаю директором по маркетингу и коммуникациям в подкаст-студии «Red Barn».
Я мыслю, как айтишник, то есть категориями взаимосвязи между объектами, будь то разные рекламные каналы, сервисы интеграции, разного рода соцсети: изучаю, как информация движется, откуда и куда она приходит, как люди смотрят на то, что ты создаёшь, как внести это знание в рынок. В какой-то степени айтишное образование здесь помогло.
— С чего начать карьеру?
— Если карьеру подкастера, то лучше такую карьеру не начинать, на самом деле, потому что это бизнес. Если хочется быть ближе к журналистике, то здесь нужно идти в сферу PR. Нужно научиться грамотно общаться, излагать свои мысли, понимать контекст событий, людей, интересы компании, как работает информация, где она курсирует. Пиарщик в начале своей деятельности — это человек, который доносит до масс мысли о том, что происходит в компании. Он выстраивает взаимоотношения между разными организациями, партнёрами.
Позже это специалист, который занимается популяризацией компании в массах и работает при этом в коллаборации с маркетологами. А ещё позже, на пике своей карьеры, это человек, который может закрывать задачи бизнеса через связи и умение вносить нужные смыслы в разные целевые аудитории, кто бы это ни был: начиная от обычных клиентов, заканчивая лицами, принимающими решения на разных уровнях.
— Когда стоит задуматься о смене профессии?
— Наверное, до 25 лет максимум. После уже тяжело будет изменить профессию. Это не проблема, но такое впечатление, что лет с 25-27 необходимо укрепляться в профессии, как минимум, точно понять, кем ты хочешь быть. Я бы не рекомендовал резко менять профессию, но перетечь из одной в другую — это не проблема. У меня такой переход стал довольно плавным: от разработки сайтов к разработке более сложных сайтов с интеграциями разного рода систем, от них — к рекламным каналам, от рекламных каналов — в SMM, таргет, контекст и так далее. Лучше сразу идти туда, куда хочется, потому что без желания развиваться в любом направлении вообще ничего не получится в жизни.
— Как создать интересный контент?
— Надо знать, о чём ты говоришь.
— Если бы Вы выбирали себе личного помощника, кто бы это был и чем бы он занимался?
— У меня есть помощники: в рамках подкаст-студии Red Barn это маркетинг-менеджер, который помогает по мелким операционным задачам, отвлекающим от более стратегических задач, а в рамках подкаста «Маркетинг и реальность» это моя жена, которая пишет статьи для подкаста и иногда занимается монтажом, ну и помогает абсолютно в разных задачах. Личный помощник — тот, кто экономит твоё время и позволяет заниматься глобальными вещами без потери качества.
Корректор: Дариа Солдо, студентка второго курса магистерской программы «Русская литература и компаративистика» факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ.