Круглый стол на кинофестивале «ПРОФЕССИЯ: ЖУРНАЛИСТ»

Без имени-4

В мраморном зале Центрального Дома журналиста в рамках Второго Всероссийского кинофестиваля «ПРОФЕССИЯ: ЖУРНАЛИСТ» прошел круглый стол на тему «Образ журналиста в кино и на телевидении» или, как уточнил продюсер кинофестиваля Игорь Степанов, «Почему российский кинематограф не любит наших журналистов?»

В зале присутствовали члены жюри конкурсной программы: кинорежиссер Тофик Шахвердиев, советник председателя СЖР Роман Серебряный и, конечно, Игорь Степанов – директор Центрального Дома журналиста, председатель жюри и продюсер кинофестиваля.

«Как снимают кино о профессии журналиста? Что правильно показывают, а что ? нет? Однако все картины, представленные в программе показов, пытаются донести до зрителя, что эта профессия, профессия журналиста – НУЖНА», — заявил Игорь Степанов.

В дискуссии также приняли участие как представители молодежных СМИ, так и режиссеры картин-участниц: Дмитрий Быков («Соседи Генриха Боровика»), Татьяна Дунаева («Ключ разумения») и Денис Шабаев («Сказки старого Тифлиса»).

«Западные кинематографисты больше любят своих журналистов, нежели российские. В Европе и Америке за год выходит как минимум два-три фильма о журналистике (и о политической, и о музыкальной, и о расследовательской). Это не только документальные картины, но и художественные полнометражные, очень интересные фильмы», — отметила Елена Соболева, модератор дискуссии.

Тофик Шахвердиев, член жюри кинофестиваля, заслуженный деятель искусств РФ, сказал: «К сожалению, только две из просмотренных картин запали мне в душу, а остальные – это рассказ о том, что было и было хорошо, а если плохо, то и было плохо. В основном, все они сделаны абсолютно ординарно. Чем наполнен фильм? Это набор интервью, картинки, какие-то авторские реплики, ремарки и все. Вся картина заполнена лишь тем, что был такой-то замечательный человек, сделал он то-то, а то-то о нем рассказывают разные люди… Влад Листьев, Артем Боровик – да, я не отрицаю, что они замечательнейшие люди, профессионалы в своем деле, но представлены они не так глубоко, как хотелось бы увидеть лично мне».

«Что касается образа журналиста, то сегодня действительно нет «героя», которого можно было бы описывать или изображать. Какой, например, синоним к слову «журналист» вам первым приходит на ум? «Продажный»! И вот, к сожалению, это и является основной проблемой на данный момент», — говорил Роман Серебряный. — Люди, которые идут в профессию, должны знать, в каком жанре они хотят работать. Первое, что я спрашиваю у ребят, которые приходят ко мне заниматься: над чем они хотят работать? И я прошу у них определить издание, в котором они хотят работать. Возвращаюсь к словам, сказанным ранее Всеволодом Богдановым: «Человек должен понимать, с чем он приходит в профессию, что он хочет в ней сделать».

Без имени-3

«15 декабря мы отмечаем День Памяти погибших журналистов. И с каждым годом список тех, кого мы вспоминаем, пополняется все более молодыми именами», — Роман Серебряный дал понять, что люди, желающие менять мир и готовые на все ради решения очевидных проблем, никуда не исчезли.

«Поймите, журналист, который хочет работать в «Новой газете», не пойдет в ту же «Комсомолку» — убеждал Роман, соглашаясь с Игорем Степановым в том, что навешенное на журналистов клише «продажный» — ужасно. Серебряный также сконцентрировал внимание присутствующих на том, что журналисты теряют свой профессионализм, а происходит это оттого, что они занимаются не тем, к чему у них лежит душа.

Дискуссия за круглым столом была оживленная. Даже молодые журналисты, «журналята», вступали в диалог с собственными аргументами «за» или «против». Мало кто ожидал, что круглый стол получится столь «живым», интересным.

От разговора про то, какими журналистов видят люди со стороны, участники конкурсной программы перешли к рассказу о своих фильмах и целях их создания, а затем дали практические советы о том, как снять хороший фильм.

Режиссер Тофик Шахвердиев начал издалека: «Выбор героя для фильма очень сложен. Предприниматель, политик, милиционер – все они, по мнению народа, сволочи. К фигуре журналиста тоже относятся скептически. Даже в такой возмутительной истории, как с Олегом Кашиным, люди не придумали ничего лучше, чем рассуждать о том, что он был небрежен в проверке фактов и так далее».

Отвечая на самые разнообразные вопросы, Тофик рассказал о нескольких своих фильмах. О «Надувных шариках» — фильме о детях, которые давно перестали быть детьми, о «Чтобы хлопали», на примере которого он особенно ярко объяснил важность работы с деталями. «Не снимайте то, что снимаете! Уделяйте больше внимания тому, что будто бы второстепенно», — необычный совет вызывает бурю эмоций в зале. Режиссера спрашивают:

— Всегда ли легко найти контакт с героями?

— Мне часто задают этот вопрос. Я думаю, что в каждом заложено желание попасть в телевизор, и играть на этом очень легко. А чтобы вывести человека на откровенность, нужно, как это не абсурдно звучит для журналиста, — задавать глупые вопросы. Именно таких он не будет ждать, не будет рассуждать о том, как ответить – и вы получите очередную интересную деталь.

Продолжая поднятую тему, специальный корреспондент телеканала «Столица» Дмитрий Быков заметил, что часто самое интересное происходит после выключения камеры. Рассказ героя может быть совершенно обычным, лишенным того, что ищет журналист или режиссер, а вот в финальной фразе (когда камера уже якобы выключена) и прозвучит вдруг то самое, ради чего стоило снимать сюжет или фильм.

Словом, множество всего интересного прозвучало на круглом столе. Несмотря на мелкие разногласия, в одном вопросе все присутствующие были согласны – образ журналиста на экране однобок и карикатурен, профессию в принципе не уважают. Наверное, действительно многим сложно поверить, что не все представители СМИ продаются, что среди них честных людей хватает. По данным социологических опросов, только восемь процентов жителей современной России доверяют своим журналистам.

Фото: Ксения Иванова.

3

Запись на бесплатное пробное занятие

Поиск по сайту