Школа журналистики
имени Владимира Мезенцева
при Центральном доме журналиста

Культ беспощадности: пропаганда или жестокая реальность?

Не так давно в прокат вышел фильм, который признали культовым. Это картина о классе особенных детей под названием «Класс коррекции», первый игровой фильм Ивана И. Твердовского. В фильме говорится о том, что всем безразличны особенности развития детей с ограниченными возможностями и всё внимание обращено лишь на то, что нужно ограничивать их от общения с «нормальными» детьми.

Подростки — отличный материал для создания социальной драмы. Эмоции на грани истерики, огромное количество вопросов, на которые нет ответов. Несмотря на возраст и уровень развития, ребенку приходится жить по правилам примитивных групп либо оставаться в стороне. А это достаточно опасно, ведь подростковая жестокость почти не знает границ. Обиды, жажда взросления- вот причины нечеловеского, а ,тем более, недесткого поведения.

Примером такой жестокости являются поступки учеников старшей школы в фильме, основанном на реальных событиях, «Класс». (режиссера Ильмара Раага,Эстония,2007г.).
Это одна из самых ярких картин о подростковой жестокости, которую вам вряд ли захочется пересматривать, одного раза будет достаточно. Начинается все с обычного конфликта: есть группа, есть лидер и изгой. Естественно, лидер доминирует, жертва покорно терпит издевательства, мечтая лишь о том, чтобы закончить школу и уехать подальше от этого места. Но в развитие классической истории вмешивается заступник, который нарушает ход отношений жертвы и обидчика, тогда типичная ситуация превращается в трагедию и начинается настоящая травля.

«Что такое честь? Думаю, в нашем языке нет такого слова. Мы обычно говорим „дерьмо“ или „отстой“. Мы не употребляем слово „честь“ (фильм «Класс»)»

Конечно,в этот список просто обязана попасть мастер российской чернухи Валерия Гай Германика . «Все умрут, а я останусь» рассказывает о привычных российский реалиях, столкнуться с которыми придётся каждому и это неизбежно. Например, в частной школе или во время домашнего обучения.
К сожалению, мальчики, дискотеки и алкоголь- это и есть круг интересов обычной девятиклассницы. И, конечно, никуда в ее фильмах без жестокости.

Но самое ужасное, что все эти любители поиздеваться над теми, кто слабее или над теми, кто чем-то отличается от них — не вымышленные герои кино.

Это те самые дети, которые каждое утро покидают свои квартиры в спальных районах, целуя маму и бабушку в щеку. Что вы знаете о жизни вашего ребенка в школе? О его реальных отношениях с одноклассниками? Возможно, это над ним издеваются. А возможно, что он сам в рядах тех, кто бьёт, оскорбляет и унижает своих сверстников…

Но почему в фильмах о подростках так много жестокости и жесткости? Неужели это действительно отражение реальности? Что хотела сказать своим фильмом Валерия Гай Германика? Она хотела показать нам, какими мы стали? Я говорю именно «какими стали», потому что в более ранних фильмах подобного жанра те же самые сюжеты не были насыщены жаждой насилия. Вспомним картину Ролана Быкова «Чучело»,в котором снималась ещё маленькая Кристина Орбакайте, не было столько грязи и бесчеловечности. Если в «Чучеле» девочку Лену просто побили и устроили ей бойкот, то в «Школе»,например, Аню Носову раздели в мороз, побили, и ей пришлось бежать домой полураздетой ,в итоге, девочку довели до самоубийства. Да и проблемы детей того времени и современного резко отличаются: Лена Бессольцева скрывала ,что это не она «сдала» своих одноклассников учителю, а в сериале «Школа» Оля Будилова скрывала, что в 15 лет забеременела от Шутова! Но разве всё так и есть? Если оглянуться вокруг ,то мы не увидим того, что так старательно описывала для нас Германика. Выходит, Германика гипрболизирует ? Но зачем? Ведь эти фильмы рассчитаны на подрастающее поколение и просмотрены, как раз, ещё молодыми ребятами. А одобряет ли сама кинорежиссер поведение подростков ,описанное в её фильмах? Если же нет, то все эти фильмы, являются негативным примером , от которого стараются уберечь современных детей. Но вопрос в другом: для кого она снимает? Ведь это совсем не детский кинематограф, не для домашнего просмотра после уроков. Получается, что Германика хочет открыть глаза, пусть даже очень резко, на происходящее вокруг. Многие пытаются закрыть их и не замечать грязи, разрастающейся с большой скоростью, но она есть и будет, если и дальше продолжать абстрагироваться от действительности и не замечать проблем ! Её фильмы призваны, скорее обратить внимание, указать на реальные проблемы в поведении современных подростков. А чтобы это было видно яснее и ярче, режиссер преувеличивает все события и обостряет сюжет донельзя.

По мнению многих зрителей, фильм «Все умрут, а я останусь» и сериал «Школа» следует посмотреть всей семьёй, всем классом и всей школой. Да, как было написано выше, эти кинокартины вовсе не детского характера, но зато они пробирают до костей, заставляют задуматься и оглянуться вокруг, они не просто открывают глаза, они продирают их ,вырывают нас из иллюзий и указывают на самые позорные и постыдные делишки. Видимо, это и есть цель всего ее творчества — самым жестким и сильным способом открыть правду, удивить острой прямотой и непримиримостью, чтобы зритель, наконец, осознал ,что всё это, к сожалению, и есть часть нашей жизни, государства и общества. И, если судить по эволюции кинокартин такого жанра, то , как было написано выше, ситуация только ухудшается: еще 20 лет назад в фильме «Чучело» Лену Бессольцеву просто затравливали сверстники, а сейчас современные подростки её бы просто изнасиловали или того хуже, убили. Дети слишком ожесточились, и в школах в том числе, и в наше время уже отсутствует табу, черта, за которую не выйдет человек.

Отсюда сам собой напрашивается вывод, что это не просто пропаганда, а попытка режиссеров поднять крышку, за которой уже гниёт мораль и катится в мерзкую, скверную бездну; это попытка ткнуть тех, кто узнал себя в этих кинокартинах, носом прямо в эту ничтожность и нечеловеческое и , уж конечно, недетское поведение; это стремление указать на дикие и неприятные нравы, царящие в нашей современной системе образования.

Ангелина Дулина

Ученица  ГБОУ СОШ №84 г. Санкт-Петербург

3

Запись на бесплатное пробное занятие

Может быть интересно:

Поиск по сайту