Лицом к будущему: Искусство Европы 1945-1968

С 7 марта в ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «Лицом к будущему: Искусство Европы 1945-1968». Так каким же было искусство в первые 2 десятилетия после войны?

«Лицом к будущему» вобрала в себя творения из музеев 18 стран Европы. Здесь можно увидеть произведения художников, которые работали с завершения Второй Мировой Войны до конца 1960-х годов. На выставке представлены как картины со скульптурами, так и инсталляции с фотографиями и короткими фильмами. Посетители не найдут здесь разделения залов по жанрам и композициям, датам и периодам: абстракционизм тут смешан с пост-модернизмом, а победа в Войне с возведением Берлинской стены. Произведения смешаны и переплетены. Возможно, именно в таком хаотичном порядке и развивалось искусство в период с 1945 по 1968 годы?

Лицом к бущему

Сам проект был запущен ещё 2 года назад Экхартом Гилленом и Петером Вайбелем, он уже «успел» побывать в Германии и Бельгии. В Россию выставка «приехала» уже изменённая и дополненная, однако кураторы утверждают, что основная концепция осталась той же- развитие послевоенного искусства в период великих потрясений. Тут же возникает вопрос: смогут ли люди понять эту концепцию и по праву оценить искусство того времени?

В каждом зале висят стенды с краткими описаниями того, что посетители в них увидят. В одном из них Вы прочитаете о концептуализме, который подразумевает под собой не живописное изображение предметов, а тексты, числа и символы. Взгляните хотя бы на картину Марселя Бродхарса «Чёрный флаг- Неограниченный тираж». На пластине Вы увидите чёрный флаг и названия городов, в которых проходили политические выступления в 1968 году. Это и есть искусство концептуализма. В другом зале посетители найдут информацию о «холодной войне» и увидят триптих Ханса Грундига «Запретите атомную бомбу». В следующем зале Вы прочитаете о так называемом «обнулении искусства», то есть об отказе от изображения в пользу визуализации света. Возможно, сначала кажется, что в первые 10-15 лет после войны художников ничего, кроме неё, не интересовало, так как многие произведения, датированные 1950-1960 годами, демонстрируют смерть, голод и разрушения в период войны. Однако, пройдя несколько залов, начинаешь узнавать на плакатах красавицу Мэрилин Монро, а также знаменитую баночку «Dr. Pepper», символизирующие расцвет жанра поп-арт и отход от военной тематики.

Смешение жанров и периодов точно поражают посетителей выставки: удивлённые глаза и оживлённые шепотки говорят сами за себя. Одна из «зрительниц» прокомментировала выставку так: «Что-то необычное… Для меня показалось это несколько агрессивным». Группа подростков ограничилась репликой: «Очень необычно, ярко, интересно, увлекательно». А две пожилые дамы прокомментировали выставку следующим образом: «Нам кажется, интересно. С радостью сюда пришли и наблюдаем, что же здесь показывают. Вот, например, первые портреты здесь нам очень понравились, потому что нам показалось, что это очень талантливые художники… Что-то мы не принимаем абсолютно. Какие-то инсталляции, которые ни о чём. Военная тематика повсюду прослеживается. Всё равно накал, энергетика чувствуются, но мы, конечно, ближе к искусству, которое мы понимаем». Отзывы получились неоднозначные, но одно понятно: чего-то обыкновенного и обыденного ожидать не стоит.

Выставка «Лицом к будущему: Искусство Европы 1945-1968» проецирует влияние важных исторических событий на художников и их видение мира. Искусство представленного периода необычно: порой агрессивно, иногда непонятно, а временами чересчур откровенно. Выставка вызывает множество разных эмоций, и, чтобы составить собственное мнение о периоде 1945-1968 годов, чтобы понять, как жили и чувствовали люди в это полное потрясений время, её несомненно стоит увидеть своими глазами.

Ученица 11-го класса ГБОУ Лицей №1598

Елена Кузнецова

6

Запись на бесплатное пробное занятие

Поиск по сайту