Школа журналистики
имени Владимира Мезенцева
при Центральном доме журналиста

Мастерские Института медиа НИУ ВШЭ, часть 1

С начала 2023 года у студентов Института медиа НИУ ВШЭ появилась возможность попробовать себя в одной из мастерских. На выбор были предложены:

1. Мастерская научно-популярной журналистики Сергея Малоземова 

2. Мастерская кино и журналистики Ивана Кудрявцева

3. Мастерская деловой газеты «Ведомости»

4. Мастерская «Творческая лаборатория VK»

5. Мастерская журналистики мнений Анатолия Кузичева

6. Мастерская Вадима Такменёва «Основы журналистской деятельности»

Мы поговорили со студенткой первого курса образовательной программы «Журналистика» Анной Ильиной. Она решила попробовать свои силы в мастерской Вадима Такменёва. 

Анна Ильина
Фото из архива Анны Ильиной

— Институт медиа предлагал в начале года на выбор шесть мастерских. Почему ты решила пойти именно к Вадиму Такменёву?

— Пойти в мастерскую Вадима Такменёва «Основы журналистской деятельности» я решила достаточно спонтанно. Все мои друзья начали подавать заявки. Сначала я вообще не планировала идти в мастерские, потому что вуз даёт и так много практики. В итоге сначала я подала заявку к Кузичеву на журналистику мнений, в «Творческую лабораторию VK» и мастерскую деловой газеты «Ведомости». Меня взяли во все три мастерские. К Такменёву я подала заявку в самый последний день, отборочное задание загрузила буквально за два часа до дедлайна. Думала, что не пройду, но потом из всех мастерских пришли итоговые списки. Я посоветовалась со своим знакомым, который порекомендовал пойти к Такменёву, и выбрала эту мастерскую. 

— Из чего состоял отбор в эту мастерскую?

— Отбор состоял из видео-визитки, которую нужно было снять, смонтировать и отправить. Так как в последний момент решила подать заявку в мастерскую Такменёва, то снимала и монтировала на коленке. Текст тоже написала быстро и сумбурно: рассказала про все свои увлечения и навыки. Для меня задание было лайтовым: визитка получилась очень динамичной со стендапами, синхронами.

— Расскажи о своих впечатлениях после прохождения обучения.

— Я не жалею, что пошла в мастерскую к Вадиму Такменёву. Это то направление, в котором я хочу развиваться в будущем. 

Сначала у нас были классические теоретические занятия. Мы смотрели новости; узнавали, как создавать новостной сюжет, о его «великой рыбке» (структуре сюжета). Несколько раз мы ездили на программу «Суперстар!» Сначала просто в качестве зрителей: смотрели со стороны, как создается программа, учились, снимали сюжеты. После Нового года мы упорно стали работать над собственным выпуском. Параллельно ездили на новый проект «ВИА Суперстар!», где работали админами, помощниками по гриму.

Впечатления максимально яркие и сказочные! Благодаря мастерской Такменёва я поняла, что это именно та профессия, которую я хочу получить. И несмотря на всю усталость, когда ты работаешь на последнем издыхании, приходишь на площадку в Останкино, на Мосфильм, ты всё равно этим горишь. Яркий свет светит тебе в глаза, ты этим загораешься и делаешь снова и снова. 

— Какие новые знания и навыки ты получила?

— Все мои коллеги по цеху — студенты, которые работают со мной в Высшей школе новостей, уже поняли, что я человек, который обычно руководит процессом или его организовывает и структурирует. Поэтому я стала шеф–редактором. 

Я получила новые навыки в большом количестве дел: от работы в прямом эфире, когда ты сидишь за пультом и контролируешь весь процесс, находишься в ухе у ведущих и говоришь, сколько у них минут осталось до выхода в эфир. До работы над сюжетами я сама снимала сюжет про астрологию. Ещё у меня появился новый навык работы в телевизионной вёрстке. Необходимо собрать весь выпуск (подводки, сюжеты, сова ведущего) и полностью загрузить в суфлёр. У меня это классно получалось, делала с большим удовольствием!

— Были ли какие-то трудности, непонимания?

— Они есть везде. Наверное, основная трудность заключалась в том, что как в любой редакции, основанной на волонтёрской (неоплачиваемой) деятельности или когда важна только оценка, мало кто работает и мало кто вкладывается в продукт, поэтому многое приходится делать самостоятельно. Это больше социальный момент, который никак не повлиял на моё впечатление о мастерской.

Стоит сказать про характер нашего прекрасного мастера, потому что Вадим Анатольевич эмпатичный человек, поэтому иногда было тяжело с его характером мириться. Он извинялся, когда что-то шло не так. На этот год он стал моим наставником. Это тот человек, который готов тратить свое драгоценное время, чтобы объяснить основы телевизионной работы и рассказать о многих особенностях. 

— Что запомнилось больше всего?

— Больше всего мне запомнился  прямой эфир, псевдо–прямой эфир. Когда ты садишься в кресло управление, сидишь в аппаратной, тебя просто максимально от адреналина распирает, даже не побоюсь этого слова. Ты словно на иголках, у тебя трясутся руки, но при этом ты сохраняешь свою холодность и спокойствие. Благодаря практике в прямом эфире я открыла в себе много качеств, о которых сама не знала. Это и пунктуальность, и готовность делать несколько заданий одновременно. 

Я уверена, что не каждый на моём курсе может похвастаться таким опытом, и все ребята, которые были в мастерской, должны были почерпнуть очень много знаний.

— Полученный опыт пойдёт на пользу для будущего?

— Во-первых, я точно определилась с профессией. Мастерская, как настоящая школа жизни, была максимально полезной для меня, не думаю, что в ближайшие пять лет передумаю с тем, чем буду заниматься в дальнейшем. Во-вторых, это опыт, когда тебя просто окунают в телевидение, когда ты находишься в Останкино целыми днями, каждый день напролёт. Это правда того стоит!

— Какой совет или рекомендацию ты могла дать тем, кто только планирует в следующем году пойти в эту мастерскую?

— Я очень надеюсь, что мастерская Вадима Такменёва будет жить. Думаю, она может стать полноценной редакцией. 

Чтобы я посоветовала? Нужно держаться структуры и всегда думать о сюжетной линии, потому что если сюжет не берёт за душу, его не интересно смотреть на одном дыхании, то тогда это плохой сюжет. Всегда обращайте внимание на историю человека и идите от личного к чему-то большому, из деталей складывается наша жизнь. 

52

Запись на бесплатное пробное занятие

Может быть интересно:

Поиск по сайту