Школа журналистики
имени Владимира Мезенцева
при Центральном доме журналиста

«Мы внедряем в крупный бизнес наших тайных агентов»: журналист Люся Александрова

Российский журналист, работавшая на телеканале «360°», ныне ведущая проекта «SHOT ПРОВЕРКА» и ток-шоу «Дайте сказать!» Люся Александрова рассказала о своём карьерном пути, программах, в которых принимает участие, и секретах продакшена.

Люся Александрова
Фото из архива Люси Александровой

— Вы участвуете в проекте «SHOT ПРОВЕРКА» в качестве журналиста-расследователя. Вам поступали жалобы, угрозы или иски о компенсации морального вреда со стороны организаций, которых разоблачали и показывали в видео в нелицеприятном виде?

— Угрозы никогда не поступали. Причина в том, что компании, на которые мы делаем обзоры, — это чаще всего крупные корпорации или достаточно зарекомендованные на всю страну бренды. Я даже не помню, чтобы какие-то коммуникации возникали. Мы ничего не придумываем, с потолка не берём. Я более чем уверена, что они прекрасно знают свои минусы. Их задача не журналистов наказывать за то, что они осветили их недостатки, а исправлять эти ошибки. 

Возможно, с интернет-магазином Wildberries возникали проблемы, но я ещё тогда не работала. Может, от некоторых сотрудников, которые засветились в видео, приходили жалобы. При этом мы всегда стараемся блюрить лица, менять голос, не называть имена, чтобы никаких претензий к личности не было. От каких-то сотрудников приходили обвинения, что всё проплачено. 

В любом случае наша задача — адекватно реагировать на любую критику и понимать, что в такой деятельности всегда будет обратная сторона и недовольные люди, чьи косяки мы вынесли на всеобщее обозрение.

— Какая цель данного проекта?

— У «SHOT ПРОВЕРКИ» всегда была цель не разнести в пух и прах крупные компании, не вызвать ярость, не наказать, а обратить внимание на их недостатки, какие-то пробелы, слепые зоны. Когда они не всё учитывают и случаются разные косяки, мы обращаем на это внимание в своих выпусках. Акцентируем именно на защите прав потребителей, а не на обвинении и разоблачении организаций. Хоть мы всегда педалируем кликбейтом эти темы, всё равно стараемся обратить внимание покупателей на определённые проблемы, чтобы они не допускали обмана в свою сторону. 

— Как Вы разговорили сотрудников кафе для выпуска «С пола — вкуснее. Что на самом деле кладут в вашу пиццу?»? Почему они так спокойно сообщали о тараканах, крысах на кухне?

— На самом деле всё просто. Мы внедряем в крупный бизнес наших тайных агентов. То есть это сторонние люди, которые устраиваются на работу в компании и добывают для нас информацию. Так работают очень многие СМИ, журналисты, и мы не исключение. Таким образом мы узнаём какие-то подводные камни, секреты. Что-то нам раскрывают сотрудники, что-то они рассказывают друг другу. Мы же всё это фиксируем на видео и диктофон. Так и добываем материал для наших расследований. Делимся внутряком с людьми, чтобы они не пострадали от обмана и не съели пиццу, валяющуюся на полу.

— Вы работали корреспондентом на телеканале «360°» и принимали участие в съёмках совершенно разного контента, начиная военной тематикой и заканчивая видео про трендового гуся. Вы сами придумываете идеи для материала?

— Моя работа на телеканале «360°» — это легендарное время. Пожалуй, это одна из лучших школ жизни и в первую очередь школ журналистики. Я знаю многих людей, которые считают так же. Там ты можешь делать всё. Постоянно снимаешь, учишься и в итоге умеешь делать истории о чём угодно, начиная с серьёзных политических обзоров, заканчивая кринжатиной про трендового гуся. 

Темы разрабатываются обычно продюсерами. Система работы в новостях построена таким образом, что информацию достают специально обученные люди. Они разрабатывают эту тему, структурируют данные, находят интересных людей, место для съёмок, инфоповод. Какие-то идеи могут прийти от руководства, некоторые из воздуха, а иногда и мы сами придумываем. 

Работа продюсера на новостях и в принципе в журналистике — это сложная, но очень творческая и важная составляющая всех этапов производства контента. Это святые люди, которые могут не спать ночами, просыпаться от твоих звонков и решать проблемы со скоростью света. Обожаю всех продюсеров, с которыми работала. Мне почему-то в жизни очень везло на таких людей. Не представляю, откуда они берут силы и ресурсы на то, чтобы выполнять такой огромный объём работы, решать столько задач и при этом оставаться творческими и психически уравновешенными.

Люся Александрова
Фото из архива Люси Александровой

— Вы являетесь одной и четырёх ведущих ток-шоу «Дайте сказать!». Одна из основных целей программы — это возможность высказаться конкретно женщинам по поводу каких-либо остросоциальных событий. Можно ли сказать, что это феминистская программа?

— Что касается проекта «Дайте сказать!», то я бы не согласилась с тезисом, что одна из основных задумок — это высказать своё женское мнение. В ток-шоу четыре девушки, задача которых — раскрыть гостя. То есть это, как и любое интервью в традиционным виде, когда ведущий освещает позицию главного героя и опрашивает его. Фишка в том, что четыре красивых девушки со своей подачей, органикой, внутренней силой задают вопросы, касающиеся острых тем. Обсуждаем политику, экономику, какую-нибудь социалку, актуальные повестки.

Я не могу себя назвать феминисткой в том восприятии, которое у нас сейчас бытует в обществе. Конечно, здравый смысл этой идейности поддерживаю, если рассматривать его с точки зрения каких-то позитивных сторон. Но всё же я больше за консервативный подход.

— «Сегодня в эпоху metoo, «новой этики» и перманентных скандалов на гендерной почве, мнение женщины никак не может быть проходным или неважным», — заявлено в описании Rutube-канала «Дайте сказать!». Как миссия программы коррелирует с выпуском про Антона Шкаплерова, рассказывающего про космос?

— Удивительно транслируется основная миссия нашего ток-шоу. Мы стараемся своим молодым женским взглядом оценивать информационную повестку. В любом случае большую часть лавр всегда отдаём нашему гостю. Неважно, приходят женоненавистники или, наоборот, феминисты. Это всё равно люди, о которых интересно говорить и слышать.

Что касается Антона Шкаплерова, то, честно говоря, это одно из лучших интервью за время моей работы в ток-шоу «Дайте сказать!». Это безумно интересный человек. Мне, как фанатке фильмов про космос, было чертовски интересно узнать нюансы его работы. Уверена, что большинству наших зрителей тоже. 

В интервью с Шкаплеровым был задан вопрос о роли женщины в космосе. Также был раскрыт кейс молодой россиянки Анны Кикиной. К слову, она недавно побывала в космосе. Подняли вопрос: «Почему мы так редко слышим женские имена в рядах космонавтов?». Я бы сказала, что достаточно феминистический выпуск получился.

— Почему большинство приглашённых гостей — мужчины?

— Мы всегда слушаем мужское мнение. Исключения — это 8 марта и преддверие Нового года, когда к нам приходит гостья, например, Мария Львова-Белова или  Мария Захарова. Но по большей части приглашаем представителей мужского пола. Они контрастируют на нашем вайбе. В итоге получается достаточно органичная программа за счёт того, что четыре молодых ведущих задают вопросы и спорят с молодыми и старшими, политиками и артистами, которых всегда оказывается интересно слушать. 

— Как на данный момент развивается ток-шоу после его закрытия на YouTube?

— Ток-шоу «Дайте сказать!» существует около четырёх лет. Я в нём участвую почти полтора года. Проект прекрасно существовал до начала СВО и санкций. Позже был закрыт YouTube-канал из-за обсуждения политической повестки в России и поддержки либеральных взглядов. До этого он успешно зарекомендовал себя на платформе. Там было, если я не ошибаюсь, полмиллиона подписчиков. Были выпуски, которые набирали огромное количество просмотров, например, с Дмитрием Пучковым (Goblin).

Сейчас активно форсимся в социальной сети «ВКонтакте». За достаточно короткий срок, а наше сообщество существует меньше года, мы неплохо зарекомендовали себя. И этому доказательство — количество подписчиков и комментариев. Хоть их пишут одни и те же люди, это всё равно наша постоянная аудитория, которая так или иначе проявляется.

Редактор-корректор: Маргарита Лукманова, студентка второго курса направления «Медиакоммуникации» факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова; отличница Тотального диктанта 2023 года

51

Запись на бесплатное пробное занятие

Может быть интересно:

Поиск по сайту