Школа журналистики
имени Владимира Мезенцева
при Центральном доме журналиста

«Настоящий телевизионный журналист должен быть впереди того, что происходит»: Мария Широкова о том, какие навыки нужно развивать, чтобы работать на телевидении

Мария Широкова — телевизионный журналист, сценарист, автор телевизионных программ, шеф-редактор. В интервью она рассказала о карьере, ключевых навыках журналиста и новых способах вещания в современной медиаиндустрии.

Мария Широкова в Малом зале Центрального Дома журналиста
© Дарья Дейвальд/ Школа журналистики имени Владимира Мезенцева

— Мария Викторовна, почему Вы решили связать свою жизнь с телевизионной журналистикой?

— Я по образованию юрист, но после работы в этой сфере поняла, что не хочу этим заниматься. Даже не задумывалась о телевизионной журналистике, потому что никогда этим не увлекалась. Оказалась в этой индустрии случайно: просто отправляла резюме в различные компании, и меня позвали на передачу «Пусть говорят». На телевидении я почувствовала себя как дома. Мне кажется, что человеку очень сложно понять, куда он хочет идти, пока сам не придёт в то место, где его ждут, где ему будет комфортно находиться. Надо все пробовать в этой жизни и искать себя.

— А приходилось ли Вам сталкиваться с трудностями в своей работе? Есть ли подводные камни в телевидении?

— Да там камень на камне! Чтобы справиться с трудностями, ты должен постоянно развиваться, потому что телевизионная журналистика — это сфера, которая постоянно меняется, появляются новые тренды и форматы. Ты пришел в телеиндустрию со специальными навыками, а они там уже никому не нужны. Настоящий тв-журналист должен следить за трендами и быть впереди того, что происходит.

— С какими навыками сейчас ждут журналиста на телевидении?

— Телевидение — это больше про soft skills. В первую очередь, журналист должен обладать высокой эмпатией. Это важно при работе с героями, а ещё с коллегами, потому что на телевидении командная работа. Ты должен уметь выстраивать комфортные отношения и поддерживать человеческую атмосферу в коллективе, ведь работа очень тяжелая: ты мало спишь, плохо ешь и пребываешь в длительных командировках. Журналист должен уметь быстро обучаться, быстро погружаться в проект и так же быстро переключаться на новый. Ну и куда журналисту без любознательности? Ты должен быть заинтересован в том, что ты делаешь и всегда узнавать что-то новое. Soft skills нужно развивать, а такие навыки, как написание текста, монтаж, работа в кадре придут с опытом. 

— Вы успешно совмещали обязанности шеф-редактора, автора и сценариста в нескольких проектах, но на лекции вы подчеркнули важность концентрации на одной задаче. Если журналисту всё же приходится совмещать сразу две деятельности, то как ему избежать выгорания и при этом поддерживать свою продуктивность?

— Я всё ещё пытаюсь понять, как научиться не выгорать. У меня бывают моменты, когда я сильно устаю. Сначала тебе кажется, что ты со всем справляешься, и у тебя все получается, но в один момент ты понимаешь, что тебе хочется только одного — спать. Чтобы сохранять силы, нужно, как ни странно, высыпаться, правильно питаться, поддерживать своё здоровье и жизненный баланс.

— Давайте поговорим о роли телевидения в современном медиапространстве. Как Вы считаете, телевидение сейчас уступает Интернету? 

— Для меня не важен способ трансляции. Например, шоу «Богиня шопинга» транслируется и на телеканале «Суббота» и на различных интернет-ресурсах, где набирает миллионы просмотров. Каждый смотрит, где ему удобно. Способ вещания меняется со временем, а вот формат проекта всегда остается. 

— Если бы вы вернулись в прошлое, чтобы вы сказали себе — начинающему журналисту?

— Не расстраивайся, если что-то не получается. Делай то, что делаешь. Ты молодец! 

51

Запись на бесплатное пробное занятие

Может быть интересно:

Поиск по сайту