Школа журналистики
имени Владимира Мезенцева
при Центральном доме журналиста

оБЛОГораживание интернета

С 1 августа 2014 года в силу вступил «Закон о блогерах». Согласно ему, теперь интернет-ресурсы, ежедневная аудитория которых превышает три тысячи человек, официально регистрируются как СМИ и передают все свои данные в хранение Роскомнадзора. Нововведение тут же принялись обсуждать десятки популярных блогеров: одни были почтены таким вниманием со стороны государства, другие негодовали – почему их «частную собственность» отныне контролирует закон. Заинтересовавшись этой темой, я решила разобраться, на какие категории можно разделить интернет-порталы, и могут ли их пользователи называться полноценными СМИ?

Прежде всего, существенное различие современных блогов заключается в том, политически они направлены или нет. Главными интернет-страницами нашей страны, где люди могут создавать личные профили и писать мнение о власти, межнациональных отношениях и не только, является Живой Журнал (ЖЖ). Сам по себе он выполняет сразу несколько функций СМИ: коммуникативную, идеологическую (каждый пользователь пытается поведать о своих взглядах на жизнь), рекреативную (на просторах ЖЖ легко найти веселые жизненные истории), а также является мощным организатором социальной активности граждан. В большинстве своем материалы, публикуемые пользователями, ироничны, актуальны и колки. Меня, например, заинтересовал пользователь uglich_jj. Данный интернет-юзер не боится негативно отзываться о действиях властей и критиковать известных политических деятелей. Это и является существенным плюсом интернета, в отличие от печатных изданий: здесь можно открыто высказывать любую точку зрения. Это подтверждает пророссийский интернет-журналист, Марьяна Яковлева, в ЖЖ более известная как beriozka-rus: «Пользователь в праве преподносить новость так, как он к ней относится. Такая интерактивная форма общения с аудиторией, куда более удобна, чем общепринятый формат передачи информации от источника к потребителю. Поэтому, если блогер способен интересно подходить к освящению событий, его страница может быть даже более популярна, чем какой-либо новостной сайт, а потому вполне может считаться СМИ».

Другим масштабным пластом интернет-ресурсов являются социальные сети, которые уже давно стали настоящими источниками ценной (и не очень) информации.  На этих сайтах люди преимущественно пишут о том, как живут, чем интересуются, что едят, где и с кем проводят свободное время. Так, 86-летняя Бадди Уинкл из Кентукки следует всем молодежным трендам и периодически выкладывает модные «луки» в Instagram, подписывая под фотографиями наставления, вроде: «Главное – не стареть сердцем». Она уже набрала около миллиона подписчиков и завоевала настоящую любовь у пользователей интернета. Некоторые пишут пенсионерке: «Бадди, будь моей бабушкой!». А известный певец Шнур рассуждает в своем Instagram на проблемные темы, чем вызывает восторженные комментарии многотысячных «фоловеров». Под «постами» он пишет целые мини-статьи о замене ценностей в современном социуме, об отношениях между мужчинами и женщинами, о зависимости от стереотипов. Все его слова обоснованы, понятны и очень остроумны, а потому иногда «разлетаются» по всему Интернету на цитаты. Как, например, очень необычное заявление: «Никто не предлагает долгосрочную и реальную образовательную программу, а я предложу. Один закон, который убивает сто зайцев: запретить продажу алкоголя людям без высшего образования! Всё!».

Однако существует в Рунете еще и такие контенты, как You Tube и развлекательная платформа Пикабу. Заходя на них, люди, как правило, преследуют цель «убить» время и посмяться. Когда скучно, ты всегда можешь вбить в поисковик «+100500» или «смешные видео с животными», посмотреть, улыбнуться и пойти дальше. При этом вряд ли подобные видео тебя чему-нибудь научат. Но такие сайты, на удивление, собирают даже большую аудиторию, чем Живые Журналы. Кроме того, Марьяна Яковлева говорит: «Мне кажется, в будущем видео-блоги значительно оттеснят письменные странички. Ведь сейчас все идет на упрощение: людям вместо того, чтобы вчитываться, легче посмотреть видео». И действительно, если раньше, чтобы выбрать книгу, приходилось прочитать десяток аннотаций, то теперь можно просто зайти в YouTube, посмотреть чей-то обзор и положиться на его мнение. Так, блогер Оля Понедельник регулярно делится впечатлениями о последних прочитанных произведениях. Например, рассказывая о романе Йена Макьюина «Невыносимая любовь», девушка говорит: «С этой книгой я забыла о сне напрочь!». Зрители в свою очередь засыпают Олю вопросами: «А много ли в книге экшена?», «А легко ли она читается?».

Когда просматриваешь аккаунты многочисленных блогеров, невольно встает вопрос: ради чего они тратят столько сил и времени на ведение интернет-страничек? Неужели дело лишь в желании «быть услышанными»?  Возможно, но есть и еще одна причина, по которой многие молодые ребята так активно этим занимаются. Оказывается, ведение своей страницы может быть выгодным делом: «Пользователь, чей ресурс очень популярен, может на этом неплохо зарабатывать, — объясняет мне Марьяна Яковлева, – Пожалуй, самый прибыльный способ – размещение рекламы». Помимо этого, зачастую владельцы сайтов, на которых известный пользователь публикует свои работы, сами спонсируют его проекты, потому, что им выгодно, чтобы их ресурс ежедневно посещало как можно больше людей. Например, тот же YouTube за тысячу просмотров платит один доллар. Получается, если ролик увидит миллион человек, кошелек блогера потолстеет на тысячу долларов.

Но раз уж данный вид деятельности нередко приносит финансовые «бонусы», то кто же все-таки блогер – простой пользователь или все-таки полноценный журналист с гонораром? Просмотрев десятки популярных аккаунтов, я пришла к выводу, что если блогер и начинает дело, рассматривая его просто как развлечение, то потом все же стремится, чтобы частица «или» между словами «простой пользователь» и «полноценный журналист» превратилась в стрелочку.

Валерия ЛОЗОВСКАЯ

3

Запись на бесплатное пробное занятие

Может быть интересно:

Поиск по сайту