Школа журналистики
имени Владимира Мезенцева
при Центральном доме журналиста

Общество – рубр.

Х Всероссийский конкурс имени Владимира Мезенцева «Юные журналисты России».

Номинация — «Очерк».

Участник – Анастасия Сосновская.

Общество – рубр.

Радикальное невежество

Около месяца назад на уроке искусствоведения нам рассказывали о богослужебных заведениях разных религий. Когда дело дошло до мечетей, по классу пошли смешки и перешёптывания. Подозревая, в чем дело, я все же уточнила у одноклассника, что вызвало такую реакцию. «В мечетях ведь террористы молятся!» — услышала я и не смогла парировать, просто задохнувшись от возмущения.

Чтобы понять, действительно ли наше общество пропитано стереотипами об исламе и мусульманах, я опросила несколько человек прямо в стенах родной школы. Я задавала два вопроса:

1. С чем у вас ассоциируется ислам?

2. Есть ли в нашем обществе предвзятое отношение к мусульманам? Если да, то с чем оно связано?

Арина Буравлёва, 14 лет.

1. С мечетями, женщинами, которые закрывают лицо платками, ну и терроризмом.

2. Мне кажется, исламские мужчины слишком темпераментные, а женщины ходят во всём закрытом. Это отталкивает. Ещё от мусульман идёт волна терроризма, а это пугает.

Ира, 17 лет.

1. С многовековой богатой религией, пророком Мухаммедом и девушками в хиджабах.

2. Да, безусловно, у нас есть предвзятое отношение к мусульманам, так как сейчас существуют различные террористические группировки, прикрывающиеся этой религией. И сейчас в мире большинство террористических актов совершаются людьми, которые исповедуют ислам. Но ведь есть ещё и настоящие мусульмане, которые исповедуют свою религию согласно Корану, не нарушая законов. Эти люди не применяют насилия в современном обществе.

Влада, 15 лет.

1. С терроризмом, чёрными одеяниями и верой в Аллаха.

2. Мусульмане скрываются под одеждой, они не любят общество других. Многие террористы являются мусульманами.

Ирина Станиславовна, учительница истории и обществознания.

1. Ислам — это одна из мировых религий, основанная Мухаммедом, который является пророком. Это религия единобожия, главный Бог — Аллах.

2. Я считаю, что частично предвзятое отношение к мусульманам существует. Связано это с терактами. То есть, очень часто у многих людей эта религия и сами мусульмане ассоциируются с терактами. Например, события, происходящие в Чеченской Республике. И сейчас в мировой истории, во внешней политике складываются ситуации, когда исламские боевики, последователи учения Аллаха, совершают такие поступки.

Так кто виноват в том, что с мусульманами сегодня связано столько злых стереотипов? Кто создаёт эту нелепую картинку в сознании людей?

В информационном пространстве регулярно появляются новости о радикальных исламистах, разделывающихся с неверными, шутки о шахидах, интернет просто пронизан такой информацией. И образ, который формируется такой информацией, закрепляется в умах. Так стоит ли обвинять современное общество за представления об Исламе? Люди виноваты лишь в своём невежестве и нежелании «копать глубже». Если бы я не начала интересоваться этой темой, джихад для меня так и остался бы войной против всех немусульман. А ведь джихад — это, прежде всего, борьба с самим собой, со своими пороками и грехами. Подмена понятий неприятна везде, но в общемировом масштабе она может сыграть роковую роль. Вопросов об исламе было все больше, и за ответами на них я отправилась к главе мусульман, муфтию Красноярского края Гаязу Талгатовичу Фаткуллину.

— Общаясь с ровесниками, я столкнулась со стереотипом «ислам = агрессия и даже терроризм». Как вы считаете, насколько устойчив такой стереотип? Как можно изменить отношение к мусульманам?

— Часто, чтобы отвлечь от актуальных проблем, создают образ общего врага, культивируют его, подкрашивают. И люди готовы терпеть лишения, не замечать сложности, затрагивающие лично их. Одним из таких мифических врагов назначен ислам, а усилиями мировой индустрии кино, определенными книгами, репортажами в газетах и на телевидении создан образ злого и кровожадного мусульманина, который убивает и притесняет людей. Для чего это нужно? Во-первых, чтобы люди не замечали насущные проблемы западного мира. Например, все мы видим моральную деградацию и колоссальное ущемление прав людей независимо от национальности и вероисповедания. Мы видим, когда в погоне за собственным экономическим благополучием уничтожаются не просто отдельные страны или общественные строи, а целые регионы. Мы видим, как полыхает Ближний Восток, что происходит на севере Африки…

В России пытались создать раскол между мусульманами и немусульманами. Но во власти всех уровней есть достаточно мудрых людей. Людей, которые видели войну и понимают, что это такое. Поэтому в нашей стране раскол на конфессиональной и национальной почве не случился. К сожалению, Украина этого не смогла избежать. Неважно, на какой почве, всё равно раскол там произошёл.

Стереотип, конечно, есть и создан он искусственно. Если мы хотим жить мирно, в любви, сострадании и милосердии, мы должны показывать людям те истинные качества, которые есть в любой религии, будь то ислам, христианство или иудаизм. Такие качества, как любовь к ближнему, сострадание, чувство доброты к тем, кого Всевышний любит, кому он даёт жизнь, кому он даёт каждый день пропитание. Во всех религиях одни и те же ценности.

— Как вы считаете, что правительство РФ делает сегодня для поддержания мирных отношений между людьми разных национальностей и религий? Достаточно ли этого?

— Нужно доверять своему правительству. Всегда есть силы, которые стремятся что-то получить для себя, какую-то выгоду: финансовую, политическую, геополитическую. То же самое происходит и с Россией. Есть много сил, как внутри, так и вне её, которые стараются поделить огромный пирог, где есть нефть, газ, огромные территории, где есть человеческие ресурсы. И многие силы в мире заинтересованы в том, чтобы в нашей стране не было понимания и согласия. Народ страны – это её опора и её фундамент. Вкладываются большие деньги для того, чтобы создать прецедент, возбудить ненависть у людей друг к другу. И санкции, которые сейчас введены – это один из инструментов для этого. Когда денег становится меньше, когда люди недополучают ставшие привычными блага, когда людей просто хватают за границей и сажают в тюрьму, подозревая в чём-либо – это всё попытки создать разлом в обществе.

К примеру, мы ведь выбирали президента, мы ему доверяем. И когда ему пытаются дать пощёчину, его пытаются унизить, это значит, что пытаются унизить весь народ России.

Правительство делает многое. Но недостаточно усилий только правительства. Почему мы выиграли Вторую Мировую Войну? Потому что первым лозунгом был лозунг «За Родину!». Люди воевали за свою Родину, за свой образ жизни, за свою веру и за свою землю. За все, что любили. Вместе мы сможем все.

— Вы ответили на незаданный мною вопрос «Что могут делать обычные люди для поддержания мирных отношений между нами?». Ведь многие сверстники, с которыми я общалась, не хотят, скажем так, копать глубже. Им сказали, что ислам – это плохо, что мусульмане – плохие, и они просто впитали это. Узнавать подробнее многие не хотят.

— У таких людей нужно спросить, сталкивались ли они сами лично с агрессией со стороны мусульман? Фактически, это пример той самой информационной войны, которую мы пока что проигрываем. Всем нужно научиться работать с информацией. И особенно тем, кто сегодня учится. Большая часть информации с экранов телевизоров и в интернете является искажённой. Это происходит не злонамеренно, просто любой человек, который передаёт только то, что считает нужным. Он транслирует свой образ, на который повлияли и образование, и менталитет, и его ценности. Чтобы разобраться в сути любого явления, его нужно изучить. Найти различные источники, разобраться в книгах и статьях.

Люди, обладающие разумом, говорят, что если столько грязи вылили на ислам и мусульман и до сих пор не могут залить этот свет, значит, что-то светлое там есть, что-то там да светится. Они начинают разбираться и понимать.

От выбора вашего поколения зависит будущее. Мы видим, что большинство революций делается как раз руками молодёжи. Руками тех, кто не успели разобраться, но у них много энергии и сил, они пытаются их куда-то выплеснуть. Они пытаются реализоваться в глазах своих сверстников, родителей.

— Одна из первых и страшных ассоциаций с исламом – джихад, в сознании большинства немусульман он напрямую связан с терактами. Но что такое на самом деле джихад, знают единицы. Не могли бы вы раскрыть суть этого понятия?

— Это один из ключевых терминов, который был специально искажен, как и слово «шахид». Когда мы слышим слово «шахид» или «шахидка», что мы себе представляем? Боль, кровь, взрывы, слёзы, горечь утраты, мы почти чувствуем запах дыма. А ведь «шахид» в переводе на русский с арабского означает «мученик». Тот, кто отдал своё самое дорогое – свою жизнь и своё здоровье ради идей добра. Он отдал свою жизнь ради высших целей, он вовсе не террорист, убийца и так далее. И мусульмане, которые сами себя взрывают и убивают ни в чём невинных людей, их вообще не относят к мусульманам. Даже если они и называют себя мусульманами, таковыми они не являются. То же самое у нас происходит с термином «джихад». Глагол «джахада» при переводе на русский язык означает «стараться», «трудиться», «проявлять усердие». Есть также вариант перевода «бороться». Но ни в коем случае не воевать, не убивать, не сражаться. А вот если открыть словарь Баранова, то там он переводит слово «джихад» как «священная война». То есть в слове «джахада» мы значения «война» не видим, а в слове «джихад» — да.

Джихад – это борьба с самим собой ради добра и общечеловеческих целей. Джихад – это усердие. Когда мама воспитывает ребёнка в благочестии и доброте – это и есть джихад. Когда мужчина с утра идёт на работу, понимая, что он должен содержать свою семью, поддерживать родителей, даже если ему тяжело – это и есть джихад. Когда люди изучают науки, не только религиозные науки, а любые, будь то физика, математика, астрономия – это всё равно джихад.

Различают четыре вида джихада: джихад сердца, джихад языка, джихад руки и джихад меча. Причём джихад меча является самой низшей ступенью. В этом случае джихад подразумевается как оборонительная война. Если на твою страну напали, твой народ и твою веру уничтожают, захватывают твою землю и свергают твое правительство, ты защищаешься – и это является джихадом. Ну а высшая – это джихад сердца. У каждого есть отрицательные и положительные черты характера. И когда мы воспитываем свою страсть, свои пороки, мы осуществляем джихад сердца. Когда мы хотим подольше поспать, но вместо этого идем на занятия или повторяем уроки – это тоже джихад сердца. Когда мы оскорбили кого-то или обидели ни за что, понимаем, что это неправильно и пытаемся устранить в своём сердце эту зависть, ненависть, пытаемся себя исправить, мы осуществляем свой самый великий джихад. И до самого последнего вздоха мы должны бороться со своей страстью, ленью, презрением и ненавистью к кому-либо. Это и есть величайший джихад.

Джихад языка – это когда мы должны научить свой язык говорить правильные слова, то есть добрые и честные, либо не говорить ничего. Есть также джихад руки – это когда мы должны совершать хорошие дела и отказываться от плохих. Получается, что вся деятельность человека как раз содержится в четырёх этих частях, в которых мы должны проявлять усердие.

— Почему некоторые женщины, исповедующие ислам, одеты в практически скрывающую их внешность одежду?

— В русском языке есть слово «опростоволосила сь». До революции все женщины покрывали головы платками, будь то мусульманка или христианка. А «опростоволосила сь» означало, что с головы женщины упал платок, и это было неприятностью. Раз она показала свои волосы, она опозорила и своих родственников, и своего мужа. Это было не только у мусульман, но и в православных семьях. Во всех трёх монотеических религиях тело женщины должно быть закрыто от взгляда посторонних мужчин. Ибо тело является красотой и украшением женщины, которое она не может показывать посторонним людям. Так она не провоцирует мужчин и чувствует себя иначе – защищенной. Носить платок и скрывать своё тело – обязанность каждой верующей мусульманки. А вот закона, запрещающего открывать лицо, в исламе нет. Некоторые мусульманки оставляют видными только глаза, на руки даже перчатки надевают, без этого на улицу не выходят, но это личный выбор.

— И ислам, и христианство, и иудаизм — авраамические религии. Как вы считаете, почему современные представители этих религий настроены по отношению друг к другу иногда неприязненно и даже враждебно?

— Есть много факторов, которые этому способствуют. Здесь, на территории Красноярского края, мы можем сказать, что у нас есть взаимопонимание. Мы дополняем друг друга в обществе, мы живём вместе и стремимся к тому, чтобы небо было мирным.

Но есть невежды, которые насмотрелись телевизора и считают мусульман плохими. Одна девушка рассказывала, как к ней в университете подошёл человек и спросил: «Ты мне джихад не сделаешь? Убивать меня не будешь?». И с чего он решил, что она должна его убивать?

Люди просто не понимают друг друга. И происходит это потому, что мы не стремимся к знаниям. Мы некритичны к информации, которую нам дают. И, к сожалению, наша молодёжь становится не генератором мысли, а её потребителем. Не нужно больше идти в библиотеку, не нужно долго что-то исследовать. Достаточно нажать пару кнопок на компьютере, и у нас сразу выйдет всё. Но вся эта информация не проверена. Кто её написал? Для какой цели? Чего ей хотят добиться? Идти по этому лёгкому пути очень опасно. Мы можем поскользнуться и упасть в такую яму, откуда потом не выберемся.

У нас на территории Красноярского края 42 населённых пункта, где проживают мусульмане. Спокойно и мирно живут, трудятся. Никаких проблем. В министерстве внутренних дел России около 30% личного состава – мусульмане. И они служат, они защищают нашу страну. Кто первым страдает от так называемых мусульманских террористов? Мусульмане. На Кавказе от них кто страдает? Мусульмане. Кто страдает в Сирии? Мусульмане.

На Кавказе у нас вообще объявлена война священнослужител ям — имамам. Их уничтожают как класс. Потому что именно они стоят первыми на пути вооруженных людей, они говорят: «Не совершайте зло». Нельзя быть убийцей и быть счастливым, нельзя продавать наркотики и стать счастливым. Иногда их убивают вместе с семьями, взрывают, сжигают, но они – это те, кто идеалы доброты поставили выше собственной жизни.

Я желаю всем найти богатство знания, найти доброту в своём сердце. Ведь быть человеком — значит, нести добро, свет и любовь.

Именно невежество и недостаток информации ведёт к появлению страха и неприязни к мусульманам среди других людей. Быть может, нам стоит лучше узнать мусульман вместо слепого обвинения их всех в терроризме и других смертных грехах?

Анастасия Сосновская

Ученица мастерской «Журналистика» ТО «Твори-Гора» (Красноярск)

2

Запись на бесплатное пробное занятие

Может быть интересно:

Поиск по сайту