Школа журналистики
имени Владимира Мезенцева
при Центральном доме журналиста

«Он сказал “до свидания”, встал и ушёл»: радиоведущий Михаил Антонов об эфире с Сергеем Зверевым

Журналист, ведущий утреннего эфира на Радио «Комсомольская правда» Михаил Антонов рассказал о специфике своей профессии, поддержании голоса в тонусе и интересных случаях с приглашёнными на эфир гостями. 

Михаил Антонов
Фото из архива Михаила Антонова

— Для работы на радио ведущему необходимо иметь поставленный голос и грамотную речь. Вы проходили какие-нибудь курсы, уроки ораторского искусства?

— Ораторское искусство — это выступление перед публикой. Его можно сравнить с актёрским мастерством. Сейчас немножко времена изменились. Общаясь с публикой, радиоведущий должен говорить грамотно, желательно без слов-паразитов. Для этого не нужны знания ораторского искусства. Если человек хочет заниматься журналистикой, надо и над голосом поработать, и слова составлять. Помогут в этом курсы либо самостоятельное изучение.

Я совершенствовал свою речь. Когда я только начал работать на радио, там ещё были старые дикторы. Они учили не декламировать, а делать паузы, что-то рассказывать с выражением, повышать и понижать голос в нужные моменты. Мой учитель говорил, что люди, которые услышат голос, должны сразу понять, что я их друг. Человек сейчас очень быстро принимает решение, если ему что-то не нравится. Пару кликов, и переключил приёмник. Больше он уже не вернётся. 

— В одном из выпусков программы «Соседи» Вы сказали, что не высыпаетесь. Отразился ли такой график работы на Вашем здоровье?

— Работа никак не отразилась на здоровье, но повлияла на привычки. Конечно, с возрастом начинаю следить за здоровьем, но я всё равно не могу заснуть раньше 12. Мой нормальный график — лечь в 2 часа ночи.

На самом деле это всегда такое кокетство. Тебе трудно вставать рано утром? Ляг пораньше.

— В том же выпуске было заявлено, что Вы ведёте прямой эфир 4 часа подряд. Есть ли желание вообще с кем-то коммуницировать по окончании рабочего дня?

— Люди разные бывают. Моя коллега по работе готова говорить 24 часа в сутки. Её не надо останавливать. 

У меня, помимо радио, есть и другая работа. Много говоришь в эфире, потом какая-нибудь озвучка, где начитываешь тексты за героя, а вечером мероприятие на 200-300 человек. Голос не молодеет и с годами садится. Начинаешь следить за связками, потому что они устают и ты начинаешь просто хрипеть. Это не всегда приятно. 

Я лично прихожу домой и молчу. Стараюсь не разговаривать. В этом плане профессия накладывает свой отпечаток.

— Есть ли у радиоведущих определённый возраст выхода на пенсию в связи с огрубением голоса?

— Этот вопрос опять возвращает нас к актёрскому мастерству. Например, есть актрисы-травести. Обычно им 50 лет. Они играют мальчиков или девочек в театре и подделывают их голоса. Рассмотрим хотя бы советскую мультипликацию. Дядю Фёдора, Малыша и Карлсона озвучивали взрослые женщины, которым было уже за 50 лет.

Конечно, сам голос стареет, но ведь нужно держать его в тонусе. Конечно, как подросток я уже не смогу говорить. Хотя сделать голос на несколько десятков лет моложе благодаря компьютерным технологиям, наверно, возможно. Но в целом если у тебя разработаны связки, то ты и в 80 лет будешь говорить хорошо. Так что голос становится не старее, а взрослее. 

— Вы упомянули о современных технологий на радио. Конкретно на «Комсомольской правде» уже используются нейросети, искусственный интеллект? 

— Я веду историческую программу. В некоторые моменты произношу определённую цитату своим голосом. Позже её чуть-чуть видоизменяют под старую хронику посредством компьютерной обработки.

Может, точечно где-то это есть. В любом случае компьютеры ещё не дошли до такого уровня, чтобы быть похожими на людей. Нет такого, что техника за тебя полностью прочитала новости.

— К Вам на радио часто приходят знаменитости. Были какие-нибудь недопонимания, скандалы с гостями?

— Например, к нам на радио приходил Сергей Зверев. Он просил, чтобы его представили как «звезда». Конечно, ведущая не стала этого делать. Она сказала: «Сегодня в эфире знаменитый человек Сергей Зверев». После этого он сказал «до свидания», встал и ушёл. 

Бывает, приходят два гостя, один из которых очень много говорит. Кто-то свои мысли выражает компактно. К ним претензий нет. А когда у человека монолог, он соловьём заливается и сам себя слушает, то возникают сложности. Был однажды гость, которому мы сказали, что существует регламент и он не может столько говорить. Человек обиделся и ушёл.

— Спустя столько лет работы ощущаете ли Вы волнение перед эфиром?

— Я всегда волнуюсь. Это нормальное состояние. Ощущаешь именно не страх, а приятное волнение от скорой встречи с человеком, особенно с незнакомым. Сразу появляется вызов. Нужно его разговорить. Мало того, что необходимо задать интересующие тебя вопросы, но также и те, что утверждались с редакцией. Иногда говорят, какие вещи обязательно надо спросить у гостя. Проблема возникает, когда понимаешь, что некоторые из этих вопросов могут расстроить человека. Ты ходишь и думаешь, каким бы образом задать этот вопрос, чтобы никого не обидеть. 

— Согласовываются ли вопросы, которые будут обсуждаться в эфире, с гостями заранее?

— Если мы говорим о каких-то высоких политиках, то, конечно, всё согласовывается. При этом случаются ситуации, когда человек отвечает на пять обговорённых заранее вопросов, но эфир будет идти ещё час. Кто тебе мешает спросить что-нибудь ещё? 

За эфиром всегда можно договориться и заранее обозначить темы, которых не надо касаться. Тем более, если гостю что-то не понравится, то он всегда может сказать прекрасную фразу: «Без комментариев».

— Как поступаете, если гость пришёл не в духе, с испорченным настроением? 

— С гостем обязательно надо разговаривать до эфира. Очень важно то, как ты встречаешь его. 

Однажды к нам совершенно без настроения прибегала Ольга Бузова. Мы с ней знакомые, но не приятели. При этом, когда я её вижу, всегда стараюсь как-то пошутить. Могу сказать: «Как же ты долго до нас шла, Игоревна! Совсем про нас-то забыла! Хватит уже хорошеть! Сколько можно?». После этого у них более-менее поднимается настроение. 

Недавно ещё приходила Яна Поплавская. Мы её пригласили на эфир прямо в праздничные дни. Она начала рассказывать, что не хотела к нам ехать. На что я ей ответил: «Как же не хотели? Мы чайку приготовили, пирожки вкусные!». Конечно, она оттаяла и пришла на интервью заряженная и довольная. 

— На радио «Комсомольская правда» Вы ведёте огромное количество рубрик на совершенно разные темы. Какая из них полюбилась больше всего?

— Начнём с того, что если бы мне какая-то рубрика не нравилась, я бы её не вёл. Самая любимая — это программа «Дежавю». Обычно она выходит по субботам и воскресеньям. Это такая ностальгическая программа, которая построена на телефонных звонках и сообщениях от слушателей. Рубрика воспоминаний, где я отправляю людей в прошлое. Например, мы можем поднять такие темы: «Самая вкусная еда нашего детства», «Чего я больше всего боялся раньше?», «В какие игры мы играли?». Люди разные. Одни росли в 70-х, другие в 80-х, третьи — в нулевых. При этом удивительно получается, что ответы у всех примерно одинаковые. Как многим не нравилась манная каша, вермишелевый и молочный суп, так они его и ненавидят до сих пор. Благодаря «Дежавю» слушатели отправляются на виртуальной машине в детство. Всегда со слезами на глазах вспоминают своё прошлое. Кажется, будто всё происходило совсем недавно, а на самом деле много лет уже позади.

— Программа «Дежавю» обычно выходит по субботам и воскресеньям. Получается, что у Вас совсем нет выходных? Расскажите о своём графике работы.

— Я работаю каждый день. Понимаете, например, программа «Дежавю» идёт час. Понятно, что я приеду на эфир заранее и уеду не сразу же после того, как выключится микрофон. Но это и не восьмичасовой рабочий день.

— Помимо работы на «Комсомольской правде», Вы занимаетесь ещё чем-то дополнительно? 

— Радиоведущим работаю только в «Комсомольской правде». Но ещё я официальный ведущий квизов. Это некие викторины, когда собирается компания людей в каком-то заведении и принимает участие в игре. Отвечают на вопросы в стиле «Что? Где? Когда?» или «Угадай мелодию». Я ведущий этого мероприятия. Моя задача — представить команды, задать им вопросы, произнести правильные ответы.

Редактор-корректор: Маргарита Лукманова, студентка второго курса направления «Медиакоммуникации» факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова; отличница Тотального диктанта 2023 года

62

Запись на бесплатное пробное занятие

Может быть интересно:

Поиск по сайту