Школа журналистики
имени Владимира Мезенцева
при Центральном доме журналиста

Отсутствие образования в журналистике – не приговор

Доцент журфака МГУ Григорий Прутцков рассказал о том, можно ли попасть в журналистику, не имея профильного образования.

Отсутствие образования в журналистике - не приговор

Расскажите, пожалуйста, как можно попасть в журналистику с непрофильным образованием?

На самом деле ничего здесь удивительного нет, потому что журналистское образование появилось не так давно. В 1947 году было создано отделение журналистики на филологическом факультете МГУ, в 1952 году факультет журналистики. Журналистскому образованию сейчас 75 лет. До этого такого вопроса не стояло. С момента возникновения факультета журналистики, журналисты делятся на две категории: у кого есть журналистское образование и у кого нет. Вопрос, который Вы задаете, касается профессиональных возможностей человека. Если у человека есть способности, есть талант, если у него набита рука, то он может писать журналистские тексты. Здесь я не вижу каких-то препятствий для того, чтобы человек публиковал статьи. Как мы знаем, есть много известных журналистов, которые не имеют журналистского образования. Попасть в журналистику с непрофильным образованием очень несложно. Насколько мне известно, ни один работодатель не спрашивает диплом журфака. Он спрашивает умения, смотрит, где он работал, какой у него опыт. Вот это определяющее.

Зачем тогда нужно журналистское образование?

Журналистское образование нужно для того, чтобы получить кругозор. Потому что кругозор приобретается только благодаря систематическому образованию. Человек проходит какие-то дисциплины, которые напрямую не связаны с умением писать. Меня, например, спрашивают, зачем нужна античная литература, зачем нужна русская журналистика, история русской журналистики? Зачем нужна философия? Это все не помогает писать, но это развивает кругозор. А кругозор можно развить только под некоторым насилием. Если ты возьмёшь список тех же самых предметов и будешь сам читать — ничего не получится. Кругозор так не приобретается. Журналистское образование нужно получать до тридцати лет. Потом уже семья, дети, работа, жизненный цикл, который не позволит тебе заниматься тем, чем хочется. Пока дети не вырастут, пока ты карьеру не сделаешь. Это будет уже очень нескоро. Поэтому образование нужно того, чтобы не просто хорошо писать, а иметь кругозор и быть уже широко образованным журналистом. Это надо делать до тридцати лет.

Можете назвать журналистов, которые не имеют профильного образования, но профессионалы в своем деле?

Я особо не слежу за биографиями. Приводят обычно Познера в пример, он на факультете биологии учился и стал журналистом, не знаю, насколько это хороший пример. Невзоров (иноагент) не журналист по образованию, Соловьев тоже. У Невзорова, по-моему, вообще образования нет, что не помешало ему создать гениальную передачу в конце 80-х годов, которую смотрела вся страна, и я тоже смотрел. Его все знали, очень жаль, что он не продолжил в этом направлении работу. Очень талантливый журналист был. Вот вам и ответ, можно и без журналистского образования достичь очень многого. Но важен широкий кругозор. Вот мы с вами сидим, я на вас смотрю, если я на стол залезу, то я посмотрю на вас с другой позиции, ничего в принципе не изменится, вы останетесь теми же самыми людьми, только я буду смотреть по-другому. Вот так и журналист, имея профессиональное образование, по-другому смотрит на окружающий мир.

Что бы Вы посоветовали человеку, который хочет быть журналистом, но не имеет журналистского образования?

Если человек не может поступать на факультет журналистики, у нас есть программа переподготовки. Я преподавал на одной из таких программ, у нас есть разные и годовые, и полугодовые и трехмесячные. Туда приходят люди, которым уже за сорок. Они работают в журналистике, у них нет возможности и финансов, чтобы четыре года учиться, но хотя бы на год они приходят и являются хорошими студентами, потому что они мотивированы. Первокурсник не всегда понимает, что ему это нужно, кого-то родители затащили. А когда человеку сорок или пятьдесят, он осознает, что никакие родители тут уже не решают, что это ему нужно получить то, что он недополучил по журналистскому образованию. И у нас десяток таких программ на факультете журналистики. И там везде учатся очень умные мотивированные люди, которые пришли получить то, чего у них не было, поэтому я советую людям, у которых нет профильного образования получить хотя бы дополнительное журналистское образование.

Может какую-то литературу посоветуете?

Литературу сложно советовать, потому что, во-первых, у каждого разные запросы, во-вторых, медиа сейчас быстро развиваются и все быстро устаревает. У нас есть один коллега, Александр Колесниченко, он много лет работал в практической журналистике, потом ушел в университет преподавать. Он автор книги “Практическая журналистика”. Это книга, которую написал с одной стороны практик с очень хорошим опытом, с другой стороны, как и теоретик, так и преподаватель. В его случае это редкое сочетание теоретика и практика. Хорошего журналиста и хорошего преподавателя. Я эту книгу могу порекомендовать. Он выпускал ее лет семь или восемь назад, там уже что-то устарело. Так что приходите, мы вас научим. Хотя бы на дополнительное образование.

Когда у бакалавров преподаешь, то видно, что у десяти процентов учеников горят глаза, пять процентов невменяемые, которых родители затащили, половина не понятно. А когда ты преподаешь у студентов дополнительного образования, раньше это было второе высшее, но оно исчезло, система изменилась, но люди там очень мотивированные. Это были люди, которые приходили, чтобы получить профессиональный опыт.  

1

Запись на бесплатное пробное занятие

Может быть интересно:

Поиск по сайту