«Печатные периодические издания — прошлый век или нестареющая классика?»: Опрос среди преподавателей Школы журналистики имени Владимира Мезенцева

В век технологий каждый начинает задумываться над значимостью печатных изданий. Когда-то популярный вид СМИ, ради которого в очереди у киоска могли толпиться несколько десятков человек, всё больше теряет былую славу. На первый план выходят Интернет-издания, блоги, каналы в социальных сетях. В Школе журналистики имени Владимира Мезенцева преподаватели начали также уделять большое внимание изучению электронных СМИ. Назревает вопрос: «Актуальна ли в XXI веке печатная продукция?». 

Газеты
Настенные газеты на втором этаже Центрального Дома журналиста
© Дарья Юнина/ Школа журналистики имени Владимира Мезенцева

На сегодняшний день практически все книги, журналы, газеты перешли в электронный формат. Издательства часто дополняют свои печатные издания Интернет-сайтами, создают каналы в социальных сетях, а порой и вовсе заменяют газеты и журналы электронной версией. Начинается новый этап развития в журналистике: переход к более современному и высокотехнологичному методу подачи информации.

Данная трансформация получает поддержку в лице аудитории и становится самой популярной в наши дни. Теперь не приходится каждое утро идти к киоску за новым выпуском, искать место для газеты в своей сумке. Порой за чтение даже не приходится платить, ведь можно найти бесплатный вариант в Интернете. 

Эволюция СМИ требует новый подход в обучении будущих журналистов. Школа журналистики имени Владимира Мезенцева не стала исключением. Помимо изучения печатных СМИ, преподаватели в Домжуре рассказывают ученикам, как себя вести в Интернет-пространстве, на радио, телевидении и как продвигать свои страницы в социальных сетях. 

Важно отметить, что вопрос актуальности печатных СМИ возник вновь 16 февраля 2024 года, когда в Интернете появилось обращение Минпромторга ко всем супермаркетам России. Некоторых Министерство обязало пополнить их скудные запасы журнальной и газетной периодики, а других — целиком вернуть когда-то пропавшую печатную прессу. 

Проблема печатной прессы становится на повестке дня, поэтому важно обратиться к мнению профессиональных журналистов. На вопрос «Печатные периодические издания — прошлый век или нестареющая классика?» отвечают преподаватели Школы журналистики имени Владимира Мезенцева:

Сергей Щербаков, преподаватель Военного университета Министерства обороны Российской Федерации: 

— Надо вернуться к старому доброму времени, когда люди по дороге на работу читали газеты, а не утыкались в гаджеты. Газету можно перечитать, в неё можно что-то завернуть. В то же время это эффективный инструмент донесения информации от нашего Верховного главнокомандующего и его решений. На газету всегда будет спрос, если она отражает объективность. Слащавый листочек, обслуживающий властные структуры, естественно, уйдёт с рынка, потому что это никто не будет покупать. Здесь читатель голосует рублём. 

Полностью вычёркивать газеты и журналы нельзя — опыт СВО. В местах, где нет приёма радио и телесигнала или это крайне затруднено из-за воздействия РЭБ противника, а информацию доносить нужно, газеты и журналы необходимы. Далеко не всегда на линии фронта можно пользоваться гаджетами. На газету ракету не наведёшь, в отличие от телефона. Ещё с бравого солдата Швейка газета стала востребована на фронте. Поскольку люди сейчас сражаются в окопах за нашу свободу, обеспечивать их всем необходимым, в том числе доступом к информации, становится крайне важно. Руководство Министерства обороны приняло решение увеличить количество армейских газет, развернуть новые отделы в уже существующих редакциях. Появилась мощная сеть источников информации в лице стрингеров, блогеров, военкоров. Это и будет наполнять полосы.

Анаит Царукян, выпускница ИГСУ РАНХиГС. Работала для программ «Вечерний Ургант», «Давай поженимся!», шоу на MTV, телеканале Муз-ТВ:

— Конечно, старая школа старается вернуть основу, классику, базу журналистики. Пресса изначально появилась с газет. Конечно, истинные журналисты пытаются вернуть фундаментальную журналистику обратно. Я считаю, что надо идти в ногу со временем. Мы живем в цифровую эпоху, а не в XVIII, XIX веке или в средневековье, когда только начинала развиваться печатная пресса. XXI век — это время технологий, которое требует делать так, как в первую очередь интересно аудитории. Она сегодня не будет читать газеты. Подрастающее поколение будет пользоваться Интернет-ресурсами.

Григорий Прутцков, профессор Института медиа НИУ ВШЭ, член Союза журналистов России: 

— Конечно, сейчас активно идёт цифровизация контента. Мало кто уже читает бумажные газеты, если вы поспрашиваете людей. Вместе с тем печатную прессу хоронят уже больше ста лет, но она до сих пор выходит. И это вполне объяснимо. Когда появляется что-то новое, всем кажется, что оно затмит всё остальное. Появилось радио, и многим казалось, что все перестанут читать газеты: ведь газету надо покупать каждый день, а радиоприёмник можно приобрести и слушать бесплатно постоянно. Затем пришло телевидение, и все начали думать, что умрёт радио. Но и оно не умерло, а продолжает развиваться. Могу предположить, что газеты со временем обретут новую жизнь: они перестанут сообщать новости и станут целиком аналитическими. У газеты преимущество перед Интернетом в проверке подлинности новостей, потому что, в отличие от Telegram-канала, печатной прессе не надо гнаться за оперативностью, и появляется время для проверки информации. Ещё надо учесть, что в нашей стране есть много территорий, где не ловит Интернет. Когда я еду на дачу, то уже через тридцать километров от Москвы начинаются сбои сети. Зарядка телефона сядет, если я буду постоянно обновлять его. Поэтому предпочитаю брать в поездки печатную продукцию.

Сейчас такое время, когда Интернет могут просто выключить. Намного проще отключить доступ к Интернету, чем к печатной прессе. Конечно, печать сейчас пребывает в кризисе, связанном с потерей рекламных денег, пандемией и т.д. Ни одна газета никогда не достигнет уровня оперативности Интернет-источников. В любом случае история последних двух веков показывает, что ничего не умирает: ни газета, ни радио, ни телевидение. Всё это остаётся и трансформируется.

Алла Шестерина, профессор Высшей школы телевидения МГУ им. М.В.Ломоносова: 

— На мой взгляд, печатные медиа стали более элитарными в каких-то сферах, например, газетах. В основном массовая аудитория сейчас смотрит всё в Интернете, тем более новости. Никакая периодическая печать, конечно, не обгонит сеть по скорости выкладывания новостей, проверке и даже исправлению ошибок. Исправить какую-то опечатку в сети гораздо проще, чем в отпечатанном номере. Тем не менее многие солидные организации предпочитают иметь печатную газету. Как говорится в пословице: «Написано пером — не вырубишь топором». Также, если мы храним информацию в печатных архивах, то она никуда не исчезнет. 

Огромный спектр медиа, особенно глянцевые журналы, которые никогда не утратят актуальности, просто приятно смотреть именно в печатном варианте. Они красивые, используется особая бумага, иногда вкладывают ароматизаторы. Немаловажная особенность — это тактильные ощущения. 

Когда, например, начинают активнее развиваться сетевые медиа, то препятствовать им невозможно, да и не нужно. Преимущество в сетевых медиа — интерактивность, возможность быстро реагировать и обмениваться мнениями. Печатная пресса во многом не дает таких возможностей. 

Что касается появившегося закона, на мой взгляд, механизм искусственной регуляции не поможет. Рынок сам всё отрегулирует. Даже если мы примем решение вернуть прессу в магазины и печатные киоски, то это не значит, что покупатель будет её приобретать. Это же невозможно искусственно стимулировать. Всё равно аудитория покажет, что ей нравится, а что нет. Мне лично нравятся печатные издания, тактильные ощущения, запах бумаги. Для многих это важно.

44

Запись на бесплатное пробное занятие

Поиск по сайту