Школа журналистики
имени Владимира Мезенцева
при Центральном доме журналиста

«Пишите всё что угодно, но талантливо, с какой-то изюминкой»: Дмитрий Александрович Левчик о современной исторической журналистике

Дмитрий Александрович Левчик доктор исторических наук, автор многочисленных публикаций об истории России, преподаватель Школы журналистики имени Владимира Мезенцева. В интервью он подробно рассказал о причинах процесса переписывания истории, а также дал рекомендации начинающим журналистам, которые решат писать на исторические темы.

Дмитрий Левчик в Кинозале Центрального Дома журналиста
© Екатерина Белоус/Школа журналистики имени Владимира Мезенцева

— Всё чаще общество говорит о процессе «переписывания истории». Как Вы относитесь к этому явлению?

— Не существует явления под названием «переписывание истории». Существует явление, которое называется «реинтерпретация истории». Есть разные взгляды на историю, потому что в исторической науке соревнуются два принципа — это историзм, то есть рассматривание явления в историческом контексте, и презентизм, то есть я смотрю на историю с точки зрения современности. Перед историками всегда стоит вопрос о том, что важнее — историзм или презентизм. И вот те, кто считает, что важнее презентизм, они реинтерпретируют историю. Иногда кому-то это нравится, кому-то не нравится. Я считаю, что этот метод имеет право на существование. Мы должны понимать, что есть история исторической науки — историография, помнить, что историк — это человек, на него влияют какие-то факторы. Я сам переписываю историю. Мне нравятся некоторые презентистские вещи, методологически презентистские. Например, я люблю описывать многие явления, исторические, в современной терминологии. И это помогает понимать то, что происходило в нашем прошлом.

— На какие исторические темы стоит обратить внимание начинающему журналисту, чтобы завоевать интерес аудитории?

— Сейчас я очень внимательно слежу за той журналистикой, которая связана с исторической наукой. У нас есть несколько тем, на которые пишут журналисты. Первый огромный пласт тем связан с Великой Отечественной войной и со Второй мировой войной. Сегодня мы по-новому переживаем эти события в связи с украинским конфликтом. Этот пласт также связан с Первой мировой войной. Второй крупный пласт истории — это темы о царских и королевских дворах. Вспомним о Кейт Миддлтон, за которой сейчас следит весь мир, кто-то до сих пор публикует разоблачения о жизни принцессы Дианы. Если вы пришли в эту сферу, пишите всё,что угодно, но талантливо, с какой-то изюминкой, там нужна сенсация. Третий пласт — это пласт, связанный с древней мистической историей. Это Египет, Китай, древние культы. Это совершенно другая сфера, другая аура, здесь что-либо написать сложно, ибо необходимо знание языков. Глупо писать по истории Китая, если ты не знаешь китайского.

— На лекции о Николае I Вы рассказывали о внутренней политике императора. Каким образом он повлиял на журналистику?

— Император вряд ли был активным читателем, но он знал, что надо купить крупных писателей, журналистов, издателей, надо на Западе иметь своих спикеров. На него работали все наши известные писатели. На лекции я упомянул Н.В. Гоголя, Н.М. Карамзина, А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева. Н.И. Греч и Ф.В. Булгарин были выдающимися издателями, также можно вспомнить и А. Ф. Смирдина, который часто конфликтовал с А. С. Пушкиным.

— Как Вы считаете, используются ли николаевские методы влияния на журналистику в наше время?

— Конечно, используются. В любой стране любой правитель, который заинтересован в своём имидже и в имидже своей страны, пытается нанять талантливых пиарщиков, талантливых издателей для формирования общественного мнения в свою пользу. В какой-то мере это удаётся, в какой-то мере нет.

84

Запись на бесплатное пробное занятие

Может быть интересно:

Поиск по сайту