Школа журналистики
имени Владимира Мезенцева
при Центральном доме журналиста

Плакаты свободы

IMG_1818а

Дом всего в несколько этажей, так умело затерявшийся среди похожих, таких же старых домов в центре Москвы. Проходишь мимо него, лишь краем глаза захватив запыленное окно-витрину. Лежат яблоки. Этот магазин с винтажной вывеской о кавказских фруктах Каландадзе вполне органично вписывается в пейзаж современной Москвы, где с чередой ещё дореволюционных домов граничат продуктовая палатка и одиноко стоящий «Ниссан». Но всё же тёмно-коричневая табличка на бордовых кирпичах вполне читабельна, и мы узнаем, что дом – памятник истории как бывшая «Подпольная типография ЦК РСДРП», являющаяся сейчас музеем. И недавно здесь началась выставка русского революционного плаката 1917 года.

Первые революционные плакаты выпустило Петроградское издательство «Парус» в марте 1917 года, уже после свержения царизма. Их создавало Временное правительство, Советы рабочих и крестьянских депутатов, политические партии: от социалистов-революционеров до конституционных демократов. Различные карикатуры на членов царской семьи и их приближенных, изображения рабочих через призму былинного жанра и крестьян, в руках которых ключ от светлого будущего — все эти художественные образы диктовало время и потребность общества в массовой агитации.

IMG_1815

Среди трех комнат-залов, которые отведены под выставку, есть работа Владимира Маяковского – с солдатом, за спиной которого меняется эпоха. Теперь солдат стоит у колючей проволоки не за власть царских денежных мешков и виселиц, а за рабочий класс. Или другой его же плакат, где символы царской власти – скипетр и держава – замерли в безмолвном продолжительном полете во время бегства царя, слегка подпираемого солдатской пикой, так как забыл Николай, что «солдат рожден рабочим».

Неподалеку от них расположился плакат — иллюстрированная сказка про царь-репку, — который уготован разбудить революционный настрой не у самых маленьких. Голова царя плотно вросла в землю, что символизирует накрепко засевшую в стране царскую власть. Лишь корона выглядывает. Ни эту корону-вершки, ни бояр-корешки студент, рабочий, крестьянин и солдат по отдельности вырвать не могут. Классический сюжет взывал к объединению, и только так восставшие отняли у головы власть и отдали её народу. А вот корона так и не оторвалась…

IMG_1817

На выставке представлены и первые российские политические агитационные плакаты, посвященные выборам в Учредительное собрание. По сравнению с ними краски на агитационных плакатах в Госдуму VI созыва, несмотря на современные технологии, кажутся куда более блеклыми. Возможно, из-за того, что лозунги последних не пестрят таким обилием текста. Вместо отчеканенных будто бы басом, гулко проносящихся через 95 лет, лозунгов «Взошло солнце свободы, не дайте ему погаснуть!» или «Анархию победит демократия, отстаивающая государственность и интересы всего великого русского народа!» они ограничиваются лишь полу-ёмкими фразами-трансформерами.

Посетить выставку стоит хотя бы для того, чтобы лично убедиться, что и около века назад были ироничные умельцы, и креативные идеи появляются не только в преддверии Болотной, Сахарова и Нового Арбата. Единственное, чего не предусматривает формат выставки – это альтернативу «робокопу», человеку-танку и «крокодилу».

Увидеть, как выглядела агитация в 1917-1918 годах и как революционные идеи того периода красочно реализовывались на бумаге, можно до 1 июня.

0

Запись на бесплатное пробное занятие

Может быть интересно:

Поиск по сайту