«Работа на радио накладывает моральный груз ответственности» — Рустам Каримов о работе на радио

Рустам Каримов — радиоведущий. За его плечами несколько лет работы на радиостанциях, в том числе на таких как: «Русская служба новостей», «Маяк» и «Русское радио». В интервью для сайта Школы журналистики имени Владимира Мезенцева он рассказал о тонкостях профессии радиоведущего.

Рустам Каримов
Фото из архива Рустама Каримова

— Как давно вы работаете на радио?

— На радио я начал работать ещё 18 лет назад, когда устроился корреспондентом. Ездил на интервью с микрофоном, подключённым к диктофону, выходил в прямые эфиры по телефону. Потом, спустя несколько лет, были записанные радиопрограммы, а вскоре и прямые интервью, передачи со слушателями.

— Помните ли вы момент, когда решили связать жизнь с радиовещанием?

Это произошло в школьные годы, когда я заинтересовался русской рок-музыкой и регулярно слушал тематическую радиостанцию. Мне очень нравились радиоведущие, их грамотность, манера говорить. Даже звонил в рамках интерактива со слушателями. Было очень страшно. Тогда я понял, что хочу стать радиоведущим.

Расскажите о тонкостях вашей профессии.

— Работа на радио накладывает груз ответственности. Причём моральный груз. В первую очередь, нельзя терять голос. Можно болеть, но с осипшим голосом работать невозможно. Кроме этого, на радио не видишь и не чувствуешь реакцию аудитории. Ты знаешь, что тебя слушают, но в моменте не ощущаешь контакта с людьми. Это очень расслабляет, поэтому надо всегда себе напоминать, что тебя слушают люди, а это значит, что надо отвечать за качество текстов и чтения.

— Как действовать радиоведущему, если во время прямого эфира произошёл казус, к примеру, ведущий запнулся или неправильно произнёс слово?

— Зависит от ситуации. Если ты читаешь новости и неправильно назвал цифру или неверно поставил ударение в имени или ключевом по смыслу слове, то лучше остановиться и прочитать правильно. Если же была незначительная запинка или же ты неточно использовал склонение, то можно идти дальше. Решение принимается даже не за секунду, а ещё быстрее, ведь это прямой эфир. Во всяком случае, такие запинки — это не катастрофа. На мой взгляд, подобные моменты демонстрируют, что новость читает не робот, это эфир не в записи.

В одном из интервью вы упоминали забавную историю, связанную с Николаем Басковым и его просьбой исключить негативные новости в эфире. Были ли ещё какие-то интересные случаи, связанные с приглашёнными знаменитостями?

— Несмотря на то, что я брал интервью у многих известных людей, да и в целом регулярно встречаю их, потому как выпуск новостей обычно предваряет программы с участием звёзд, не могу вспомнить другие забавные случаи. Возможно, такие моменты просто стали рутиной. А вот коллеги любили забавляться. Например, когда читаешь выпуск новостей, а в это время коллеги корчат рожицы и пытаются веселить — трудно сдерживаться, но приходится. В такие моменты просто отстраняешься от происходящего вокруг и продолжаешь читать новости.

Расскажите немного о том, как проходит рабочий день ведущего новостей на радио, какие сложности бывают?

— Рабочий день любого новостника, на радио или ТВ, начинается за несколько часов до смены. Нужно быть в курсе новостей, следить за их развитием. Обычно за несколько минут до подготовки первого выпуска желательно изучить ленты новостей, прописать для себя, что обязательно надо дать в эфире. Потом расставляешь приоритеты, в какой выпуск добавить те или иные новости. Ведь есть ещё и праймовые часы, когда, например, слушатели едут с работы домой — многие из них не следили за новостями в течение дня. Следует учитывать и различие в часовых поясах. Когда Москва засыпает, на Дальнем Востоке люди только начинают свой день. Многое может измениться во время смены, и надо будет менять верстку.

В течение рабочего дня нужно регулярно обновлять ленты новостей разных изданий. Если что-то срочное и важное публикуют за считанные минуты до выпуска, надо экстренно редактировать и давать в начале выпуска. Каждый час необходимо редактировать тексты, оставлять самое важное, сложные формулировки упрощать. Так делают на всех без исключения радиостанциях, ведь не прочитаешь же газетные статьи в радиоэфире. Во-первых, на это нет эфирного времени, а во-вторых, на слух материалы в таком виде не воспринимаются.

Корректор: Леся Калегина, студентка первого курса направления «Журналистика» факультета журналистики Санкт-Петербургского университета промышленных технологий и дизайна.

13
политикой конфиденциальности

Запись на бесплатное пробное занятие

Поиск по сайту