Рецензия на фильм А. Велединского «Географ глобус пропил»

В последние годы российский кинематограф стремительно набирает обороты. В основном на отечественных экранах мы наблюдаем незамысловатые кинокомедии, где зрителя не обременяют сюжетом и бомбардируют шутками разной степени избитости. Однако в 2013 году на российских экранах появился фильм Александра Велединского по роману Алексея Иванова «Географ глобус пропил». Существенно отличающийся от большинства продуктов нашего кинопроката он привлёк зрителей не только актёрским составом (главную роль исполнил Константин Хабенский), но и самой атмосферой фильма, такой знакомой нашему человеку.

В основе сюжета лежит жизнь простого человека, биолога по образованию, Виктора Служкина. Он любит свою семью, своих друзей, свой край и родную реку Каму. Завязкой фильма служит сцена разговора Служкина с женой. Елена Лядова, исполнившая роль Надежды Служкиной, сумела своей игрой передать все страдания и тяготы простой русской женщины. Озлобленность, чёрствость души её героини обусловлены не тяжёлым материальным положением, а осознанием загубленной жизни, неимением возможности вырваться из бесконечного круговорота рутины. Итак Служкин, желая поправить свои финансовые дела, устраивается на работу в школу на должность отсутствующего учителя географии. Надо ли говорить о том, что ни сама наука землеизмерения, ни основы педагогики и психологии герою не знакомы. Поэтому первые урок в должности учителя оказывается провальным, герой буквально сбегает от 10 «а» класса. В первые пятнадцать минут фильма режиссёр знакомит нас с ещё одним важным человеком в жизни Служкина – его школьным другом Максимом Будкиным, государственным чиновником в области культуры по Пермскому краю, который также находится в поисках жизненного счастья и отлично знает чего он хочет. Ему нужна женщина, «которая и жизненные блага бы ценила, и чтоб за ними не гналась», поэтому он отвергает Сашу (также бывшую одноклассницу), «которая любит любого». Следует упомянуть и о Кире Валерьевне – учительнице немецкого в школе, где работает Виктор. «Марсианка», — говорит о ней Служкин в начале их знакомства. И она действительно непохожа не только на педагогов, но и вообще на жителей Перми. Режиссёр всячески подчёркивает это её костюмом и интерьером её квартиры, столь отличным от привычной советской обстановки, которой пронизан весь фильм. Все эти герои сплетены друг с другом в любовной линии фильма. Кира, ищущая выход из этого чуждого ей города, находит его в Будкине. Надя Служкина, которая в начале на дух не переносит школьного приятеля мужа, затем влюбляется в него. Было ли это искра ещё тлеющих в её душе чувств, или же её натура жаждала вырваться из круговорота опостылой ей жизни и потому нашла Будкина, нам не известно. Важно то, что Виктор, который в отличие от жены не растерял за годы нежных чувств, отпускает её. Его любовь это не яркий взрыв, который тухнет со временем, но свеча, которая не даёт много света или тепла, но всё же горит, всё же греет. «Я хочу быть современным святым в миру что ли, чтобы мне никто не был залогом счастья, и я никому не был залогом счастья, но при этом я б любил людей, и люди меня любили. Вот какая-то такая совершенная любовь…» — произносит герой Хабенского, и эта фраза как нельзя лучше характеризует героя. Служкин действительно любит всех: и жену, и дочку Тату, и Будкина, «и Пушкина», которого цитирует на протяжении всего фильма. И окружающие, как могут, любят его, каждый по-своему. Возможно, эта неозлобленность, мягкость души («тяпка», — называет его жена) и вынуждает героя злоупотреблять алкоголем. Виктор Служкин не может отвечать негативом на негатив, который предоставляет ему жизнь, и потому стремится «забыться», отодвинуть проблемы на дальний план. Единственный раз когда, мы видим ненависть и презрение героя Хабенского, — это игра в карты с Градусовым, учеником десятого класса, хамом и хулиганом. Но и тогда все оскорбления говорятся скорее от усталости, чем от злобы. Отдельной синей сюжета выступают отношения географа с 10 «а». Подростки, отрицающие авторитет Служкина как учителя, считающие его неудачником, отчаянно рвутся пойти с ним поход. Но не все относятся к географу с презрением. Маша Большакова, которую сыграла Анфиса Чёрных, влюбляется в этого чудака. Её чувства не отвергнуты, «я люблю тебя», — говорит Виктор Сергеевич, но Маша понимает, что такой любовью он любит весь мир и его чувства к ней не отличаются от чувств к водам Камы. Во время сплава режиссёр раскрывает не только характер Маши, но и другого ученика – Градусова (актёр – Андрей Прытков). Всегда готовый нагрубить учителю, тот, кто придумал злую шутку с тряпкой, он также отправляется вслед за учителем. «Вы меня, наверное, ненавидите, я вас тоже ненавидел, а потом привык. Мы ведь чем-то похожи.» — Говорит он ему перед началом сплава, и между ними возникает если не дружба, то духовная общность. Возможно, эти два героя действительно имеют общую черту – неспособность долго ненавидеть. На фоне потрясающих по красоте пейзажей гор и реки разворачивается любовный треугольник между Служкиным, Машей и её одноклассником Овечкиным, школьники презирают географа, а главный герой уходит от проблем привычным ему способом – алкоголем. Фильм заканчивается увольнением Служкина из школы, Маша принимает чувства ранее отвергнутого Овечкина, а Надя возвращается к мужу. И всё это происходит на фоне обновлённой природы как символа нового начала и надежды на лучшее будущее. Всё действие фильма сопровождается различным музыкальным аккомпанементом, это и русские народные песни, и блатной шансон, и классика отечественного рока, и народные мотивы северных народов, но особенно примечательны рэп, который поётся в вагоне по пути месту начала похода, и песня, исполняемая в его продолжении. «Его же посадят, его же посадят за мёртвых детей» — эту песню актёрский состав 10 «а» придумал прямо на съёмочной площадке, и она гармонично дополняет атмосферу фильма. Примечателен тот факт, что кассовый успех фильм имел только в Москве и Санкт-Петербурге . В других районах страны фильм не был столь популярным. Возможно, из-за того, что «Географ глобус пропил» так ярко и реалистично передаёт ежедневную жизнь простых людей, так явно выделяет все её скрытые стороны, люди, не желая смотреть на то, что и так постоянно видят, предпочли ему отечественные комедии и зарубежный экшн.

Фильмов на подобии «Географа…», к сожалению, очень мало в современном российском кинематографе. Фильмов, которые заставляют думать, размышлять о жизни не только своей, но и окружающих, и тех, с кем мы вообще не знакомы, и объединены одной страной, одной историей и одним образом мыслей. Хочется верить, что в дальнейшем такие фильмы станут особенно популярны среди граждан нашей страны.

Кузенко Анна

Ученица 11-го класса МАОУ гимназии №1 МО г.Железнодорожны й

2

Запись на бесплатное пробное занятие

Поиск по сайту