Школа журналистики
имени Владимира Мезенцева
при Центральном доме журналиста

Рецензия на фильм Николая Лебедева «Звезда»

Х Всероссийский конкурс имени Владимира Мезенцева «Юные журналисты России».

Номинация — «Кинорецензия».

Участник — Денис Филиппенков.

(Примечание от автора: в основе рецензии лежит реальный конфликт между И. В. Мещеряковым и Николаем Лебедевым).

Здравствуй, Николай. Пишет тебе бывший консультант твоего фильма «Звезда», Иван Мещеряков. На днях пересмотрел этот нашумевший за границей фильм. Хоть я тебе и говорил, что ни одна разведывательная операция в принципе не может реализовываться по законам боевика, но я ещё раз повторю: это искажение истории, которая была реальной. Изначально была повесть с таким же названием Эммануила Казакевича. Да, наговорили мы тогда материала на целую повесть под названием «Звезда»!

1944…Западная граница СССР была очень близка для Красной армии, но немцы не собирались отступать. Чем ближе мы подбирались к границе, тем изощрённее становились планы Германии по возвращению стратегической инициативы, и параллельно возрастала роль простого разведчика, который нёс на своей спине очень важный груз – информацию противника. Данный фильм посвящён подвигу людей, уходящих в неизвестность – в тыл противника.

Разведке советской дивизии не везёт – уже вторая группа исчезает бесследно в тылу. Однако, нужда Ставки Верховного Главнокомандования в разведданных велика: по данным наблюдений, в тылу происходит перегруппировка войск, необходимо выяснить наличие резервов и танков. Из оставшихся разведчиков – 2 человека, но у главы разведгруппы «Звезда» лейтенанта Травкина, которого играет Игорь Петренко, есть люди в резерве, итого отряд увеличивается до 7 человек. Люди собрались самые разные: есть и весельчак Мамочкин, роль которого исполнил Алексей Панин, и неопытный шахматист Воробьёв (Артём Семакин), и рядовой Темдеков — алтаец, сыгранный Амаду Мамадаковым (это показывает многонациональность народов, сражавшихся за свою родину – СССР).

Но есть и другие персонажи, помимо разведгруппы. Какова связистка Катя (Екатерина Вуличенко)! Каждое её появление – лирическая сцена: вспомнить бы ту, где Травкин проверяет связь: «Звезда, Звезда, ответьте, приём…», а Катя выходит посмотреть на звёздное небо… В каком-то смысле глава отряда стал путеводной звездой для связистки: она влюбляется в него.

Группе предстоит серьёзная операция. Отряд пересекает линию фронта…под обстрелы артиллерии своих же. Это непрофессионализм: разведчики характеризуются скрытными и бесшумными, а при артобстреле ставится под угрозу операция: враг-то на взводе! Ты можешь оправдываться тем, что кино – это зрелище, что ну никак не могли ребята из разведки проползти мимо противника (а не могли-то из-за планирующегося обстрела территории: в фильме говорят: «И не уклоняйся в сторону – иначе попадёшь под мои снаряды и мины», и что можно немного приукрасить ради аудитории в кинозале, но я говорю как было и как не было: такая сцена вряд ли бы могла иметь место на настоящей Войне. Да и немцы какие-то сонные: проползая мимо их стоянки, человек из отряда дважды (!) зацепляется за колючую проволоку, что производит шум. Немцы слышат подозрительный звук, но как ни в чём не бывало остаются возле костра! Такое чувство, что они никогда не слышали о разведчиках или о диверсантах.

Дальше — больше: группа прямо переходит по открытому участку местности с высокой травой, которая их прикрывает не полностью. Никто, даже два каких-никаких разведчика ни пригибается, ни оглядывается по сторонам: неподалёку от них стоит грузовик. Немудрено, что их замечает фриц! Причём монтаж этой напряжённой сцены очень странный: троекратное приближение камерой, которая как бы «наскакивает» на человека сопровождается звуками трубы, которые скорее подходят к комедии, нежели к драме. Странное ощущение цирка! Точно такое же ощущение возникает при сцене со снайпером: там используется вышеупомянутый «наскок», который совсем не к месту!

Теперь о достоинствах, которых в этом фильме много. Все актёры: и первый, и второй план и эпизодические персонажи играют убедительно и правдоподобно: ты видишь – и чувствуешь: чувствуешь напряжение ситуаций, в которые попадает разведотряд, где жизнь висит на волоске и так легко попасться, чувствуешь боль и потери среди рядовых, среди мирного населения, чувствуешь войну. В киноленте много сцен, захватывающих дыхание: от страха, от сочувствия, от радости. Всё это сопровождается хорошей оркестровой музыкой, которая усиливает впечатление зрителя (кроме случая с обнаружением группы в тылу). Твоя задумка, Николай, — показать будни разведки, трагичные и забавные, жестокие и однообразные, удалась на славу. Как поётся в песне неизвестного автора:

Мы пишем незримо той повести главы

Где каждая строчка дороже, чем жизнь

«Без права на славу, во славу державы» —

Такой у разведчиков главный девиз.

И. В. Мещеряков,

2003 г.

Денис Филиппенков

Ученик 9 класса МОУ СОШ №32 г. Подольска

9

Запись на бесплатное пробное занятие

Может быть интересно:

Поиск по сайту