Революционное влияние Жан-Люка Годара на мировой кинематограф

Жан-Люк Годар — франко–швейцарский кинорежиссер, кинокритик, сценарист, актер, ставший своего рода революционером в мировом киноискусстве. Но как всё начиналось…

Жан-Люк Годар
Жан-Люк Годар
Источник: Wikipedia

Годар родился 3 декабря 1930 года в Париже. Отец был врачом и имел собственную клинику, мать была из семейства швейцарских банкиров. Первоначальное образование получил в Швейцарии, в 1949 году поступил в Сорбонну (Франция). С этого момента юный Годар начал все больше увлекаться кинопроизводством. Молодой человек не отставал и в журналистской деятельности, писал заметки о новых фильмах для La Gazette du cinéma под псевдонимом Ганс Лукас. В 1952 году становится критиком авангардного журнала Cahiers du Cinéma. Также в студенческие годы ему удалось познакомиться с теоретиком кино Андре Базеном и кинокритиками Франсуа Трюффо, Жаком Риветтом и Эриком Ромером, впоследствии с которыми он стал родоначальником нового направления во французском кино, но об этом далее.

Первым фильмом, срежиссированным Годаром и вышедшим на свет в 1954 году, стала короткометражка «Операция Бетон». История появления этого фильма довольно забавная. В 1952 году Годар настолько сильно стремился снять свое первое произведение, что решил пойти на крайний шаг —украсть деньги из недавно открывшейся редакции.

После этого он сразу возвращается на родину в Швейцарию, где мать помогает ему устроиться на работу на местное ТВ.

К несчастью, кража раскрывается и юному режиссеру предстоит отбывание тюремного заключения, но благодаря стараниям отца юного преступника режиссёра отправляют в психиатрическую больницу.

После лечения он выходит на свободу и устраивается работником на стройке, на которой он нанимает оператора и снимает свою первую короткометражную картину. Дебютным фильмом, сделавшим революцию в мире кино, становится криминальная драма «На последнем дыхании» (1960), основанная на газетной заметке о реальном преступлении. Здесь переплетается детективный жанр, психологическая драма и даже комедия. Этот фильм оказался эпохальным, открывшим новое течение во французском кинематографе, которое в дальнейшем будет характеризоваться как «Новая волна». Она возникает на фоне расширения киноязыка. Режиссеры «Новой волны» открывают новые грани киносъёмки: определенный ракурс, частое использование подвижной камеры, монтажные переходы, использование несовместимых жанров вместе и, главное, — проявление актерской свободы. Фактически здесь показывается отказ от игровой природы кино. Каждая работа пропитана протестом против общих правил.

Что же выделяло Годара «из толпы»?

Главной чертой его стиля была любовь к цитированию, которая открывается нам с его самых первых работ. Здесь не было желания блеснуть своими глубокими знаниями перед зрителями, скорее, элемент игры. Здесь он опирается на театральную сцену, когда в моменте исчезает дистанция между зрителем и действием, он использует прием «отчуждения» и не дает забыть публике, что она смотрит фильм. Поэтому в дебютных фильмах Годара мы начинаем всё чаще замечать взаимодействие актера со зрителем, они начинают комментировать происходящее, что мгновенно разрушает кинематографическую иллюзию. Благодаря этим приемам мы может отличить авторский голос и понять механизм конструирования картины.

Всё-таки как мир заговорил про «Новую волну»? Первое упоминание совершила журналистка и писательница — Франсуаза Жиру, которая позже стала министром культуры Франции. Но на тот момент она говорила об общем восстановлении Франции после череды социально-экономических упадков.

И только в конце 1962 года журнал Cahiers du cinéma, который считается главным француским журналом о мире кино, применил выражение «Новая волна» к кинематографу в целом.

Сейчас это определение ассоциируется с множеством громких имен, в том числе и Жан-Люком Годаром. Молодость и неопытность становятся шансом получить дебют на режиссуру в кино.

К сожалению, как киноявление «Новая волна» просуществовала недолго. Все, кто успел поучаствовать в этом, получили мировую славу. «Новая волна» возникла в ответ итальянскому неореализму, где главным направлением являлись политические, социальные и нравственные идеи, которые стали отражением исторических реалий 1940–1950 годов. Потом основным направлением в киноискусстве двух последний десятилетий XX века становится постмодернизм. Но всё-таки главным итогом «Новой волны» стала способность молодежи изменить этот мир.

29

Запись на бесплатное пробное занятие

Поиск по сайту