Школа журналистики
имени Владимира Мезенцева
при Центральном доме журналиста

Русский «Остров»

Фильм «Остров» Павла Лунгина стал заметным явлением не только в жизни кинематографа, но и русского национального самосознания. И не случайно его просмотр был организован в Школе журналистики, где учат любить Россию.

С первых минут картина полностью захватывает внимание зрителя. Недосказанность, скрытность, многослойность держат нас в постоянном напряжении.

На поверхности лежит история молодого матроса Анатолия, который под угрозой смерти выдал, а затем расстрелял командира.

Спустя тридцать лет убийца превратился в умудренного старца, лечащего больных и предвидящего будущее. Люди, просящие помощи, почитают его за святого. Но сам Анатолий не может забыть своего преступления. Его душа не знает покоя, ежедневно он молит Господа о прощении. И лишь не за долго до смерти узнает, что его командир жив. И уходит из мира прощенным.

Вся история создания «Острова» воспринимается как чудо.

История сама по себе интересна. Но в «Остров» впечатляет не только этим.

Сложно было ожидать такого фильма от режиссера Павла Лунгина, так как его предыдущая работа «Бедные родственники» была воспринята многими зрителями как откровенно русофобская, а эпизод с распятием чиновника выглядел кощунством.

Чудо? А разве безжалостный гонитель христиан не превращался в Апостола? Конечно, чудо!

Создатели «Острова» удостоились аудиенции самого Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия.

В интервью газете «Трибуна» «Остров покаяние» (автор — выпускница нашей Школы, студентка журфака МГУ Анна Чуприян) Лунгин вспоминал:

-Встреча с Патриархом прошла тепло и насыщенно. Его Святейшество показался нам человеком любознательным – много спрашивал, интересовался деталями. Он вручил нам грамоты «За усердные труды во славу Русской Православной Церкви».

«Остров» — первый и единственный фильм за всю историю российского кинематографа, который получил патриаршую награду.

Удивил и подбор актеров. Мамонов, человек с яркой биографией: лидер «Звуков Му», на концертах которого люди впадали в непонятный транс, актер из «Такси-блюз», а последний десяток лет он являлся отшельником из деревни Ревякино, лишь иногда выезжающим, чтобы отыграть очередной странный моноспектакль. Любопытная личность, в молодые годы очень далекая от святости. И тут такое перевоплощение.

Мы помним Сухорукова и Дюжева в образах обаятельных бандитов. И тут они появляются перед камерой в рясах, с бородами и глубиной во взгляде. Невольно возникает мысль, что в одном из слоев «Острова» сквозит тонкая ирония. А она, как известно, есть игра ума.

Этот фильм можно смотреть много раз и каждый раз, открываешь для себя что-то новое. Остро ощущается контраст, вначале в перепадах светотени, а затем и в поведении персонажей. Их спокойствие чередуется ярким проявлением эмоций.

Люди, приходят к старцу Анатолию ради решения жизненных проблем. Но, получив от него совет, пугаются или пытаются отступить, прикрываясь бытовыми заботами. Однако в итоге они все же принимают его истину. Перепады настроения, постоянно держат зрителя в напряжении так, что становится невозможно оторваться.

Камера всматривается во все детали, двигаясь размеренно и плавно. Крупные планы чередуются с общими. И все это на фоне величественных, северных пейзажей. Диалоги в фильме короткие, но выразительные. Каждое слово и каждая, на первый взгляд, незначительная реплика имеет свой смысл.

Музыка гармонично дополняет изобразительный ряд, добавляя ей необъяснимую глубину.

Знаковым воспринимается то, что «Остров» открывал «Кинотавр», закрывал 63-ий Венецианский фестиваль, а также победил на фестивале «Московская премьера». Но не стоит судить о нем по наградам или рекламным роликам. Это тот фильм, который невозможно оценить с первого взгляда, и чтобы проникнуть в его глубину, нужно приглядеться. 

Анастасия КУЗЬМИНА, 
ученица школа № 1289 
г. Москва

2

Запись на бесплатное пробное занятие

Может быть интересно:

Поиск по сайту