Школа журналистики
имени Владимира Мезенцева
при Центральном доме журналиста

Самореализация журналистов: уроки прошлого для успешного будущего

В последние годы проблема самореализации становится всё более актуальной среди молодых журналистов. Многие не понимают, как достичь поставленных целей, раскрыть свои таланты и найти себя. В публикации вы найдёте ответы, как реализовать свой потенциал на примере успешных журналистов прошлых лет.

© Нейросеть/ Школа журналистики имени Владимира Мезенцева

Сегодня часто можно услышать от начинающего журналиста слово «хочу», но редко за ним следует: «Я знаю, как мне этого достичь». Российское информационное агентство ТАСС отмечает, что почти 50% подростков не понимают, как реализовать себя и найти своё призвание. Прежде чем углубиться в причины данной проблемы у современного поколения, следует рассказать, какие преграды были у журналистов прошлых столетий.

Век назад система образования для журналистов создавала большой барьер на пути к самореализации. Первые курсы были созданы лишь в 1919 г. Только в 1920 г. начал работать Петроградский институт журналистики при помощи Телеграфного агентства Советского Союза РОСТА.

Условия получения образования (основного) для женщин были ещё хуже. В высших учебных заведениях оно было недоступно для девушек до XIX века (они могли получить его только за рубежом). Лишь некоторым из них, например, писательницам Е.И. Бочечкаровой-Конради и М.К. Цебриковой, хватало храбрости бороться за права женщин на высшее образование и труд. Поэтому не стоит удивляться практически полному отсутствию женского пола в журналистике тех времён.

В начале XX века большинство людей были малообразованные. Например, в газете «Беднота» появился отдел «Уголок неграмотного», в котором текст писался большим шрифтом для лучшего восприятия.

В то время Российское телеграфное агентство было полностью зависимо от получения зарубежной информации от Берлинского информационного агентства Вольфа, что совсем нельзя приравнять к сегодняшним возможностям находить информацию, причём совершенно бесплатно.

Современные подростки практически не ограничены в проявлении своего «Я». У них есть доступ в Сеть, возможность обмениваться информацией с людьми из разных уголков мира, посещать интересные мероприятия. Несмотря на такой широкий выбор, подростки всё равно испытывают трудности в самореализации. По этой причине возникает необходимость разобраться в барьерах, возникающих на пути к успеху, главным образом на журналистском пути.

Во-первых, в российской электронной газете «Дни.ру» доказали, что многие подростки постоянно сравнивают себя с другими и опускают руки, когда у сверстников получается лучше. Это в корне неправильно. Что касается журналистики, то надо понимать, что у всех разный опыт, место для размещения публикации, а также тема текста, которая привлекает внимание конкретной аудитории.

Например, в две разные эпохи выходили журнал «Всякая всячина» и газета «Русское слово». Первое издание выпускала с 1769 г. Екатерина Великая, тираж которого не превышал 2000 экземпляров. А газета «Русское слово», издаваемая И.Д. Сытиным и В.М. Дорошевичем, достигала к 1914 г. 500 тысяч экземпляров. Значит ли это, что журнал императрицы был хуже? На самом деле оба издания были очень востребованы. Просто в эпоху Екатерины Великой мало кто умел читать, и в целом книжное дело было не очень развито, чего нельзя сказать о временах «Русского слова». Разные эпохи — разный подход.

Во-вторых, российский учёный, исследователь зарубежных СМИ, преподаватель Школы журналистики имени Владимира Мезенцева при Центральном Доме журналиста и профессор Института медиа НИУ ВШЭ Григорий Владимирович Прутцков утверждает:

«Проблема с самореализацией у подростков — это маловерие и неверие в свои силы. С одной стороны, учителя, которые, нередко бывает, их принижают, не верят в их успех. С другой — завистливые одноклассники. Кроме того, порой родители говорят: «Зачем ты этим занимаешься? Зачем тебе это нужно? У тебя ничего не получится. Из тебя ничего не выйдет». Вот это окружение, которое часто бывает настроено недоброжелательно. В результате нарушается коммуникация в повседневной жизни с родителями, учителями, ровесниками. Я не говорю, что у всех оно есть, но у многих. Это препятствует развитию творчества и веры в свои силы. Всё остальное — производное от этого».

Подростки могут бояться, что их работы не поймут или высмеют. Важно отметить, что любой журналист рано или поздно получит плохой комментарий и возражения по поводу его работы. У всех разное видение мира и понимание, как должен выглядеть текст. Это не должно вызывать страх. Надо идти к своей цели и добиваться успеха любым способом.

Так, например, князя В.П. Мещерского, выпускавшего журнал «Гражданин» не поддерживали не только либерально настроенные читатели, но и консервативное сословие, к которому он себя причислял. Есть любопытное воспоминание В.П. Мещерского о реакции Государя на выпуск журнала: «В тоне, с которым Государь спросил: «Ты идёшь в писаки?» — я слыхал не только отсутствие чего-либо похожего на поощрение, но отголосок насмешливого пренебрежения и, во всяком случае, полное признание ненужности того дела, с его точки зрения, на которое я решился посвятить свою жизнь». Несмотря на трудности и презрение, князю удалось сделать свой журнал многотиражным и весьма популярным.

В-третьих, чтобы реализовать себя как журналисту, надо быть упрямым. Надо хвататься за любую возможность и не ждать, что успех свалится с неба. Авторы журнала «Science Time» отмечают, что нынешнее поколение часто пренебрегает этим правилом.

Так, например, журналистка Нелли Блай разоблачала работу государственных учреждений и пробиралась в самые потаённые уголки общества. Благодаря характеру и настырности она нашла способ взять интервью с Жуль Верном, купила ребёнка, чтобы поведать о работорговле, попала в полицейский участок и даже побывала в психиатрической больнице. Благодаря настойчивости репортёрка смогла преодолеть трудности в поиске правды и сенсационного материала.

Психолог О.Л. Самсоненкова отмечает, что важная черта характера, которую не развивает современное поколение, — это разносторонность и желание попробовать себя везде. Необходимо постоянно находить что-то новое, вносить разнообразие в свою работу и совершенствоваться в многих сферах.

И.Д. Сытин к 1917 г. стал крупнейшим российским издателем, который издавал книги на абсолютно разные темы, начиная с истории, философии и произведений отечественных писателей, заканчивая портретами вельмож, детскими азбуками, юмористическими картинками и календарями. Междисциплинарный подход к работе помог ему охватить читателей с разными интересами и стать одним из самых востребованных издателей того времени.

В заключение хочется сказать, что начинающие журналисты и в целом современные подростки имеют огромное количество возможностей для самореализации. Главное — это желание, постоянное совершенствование своих навыков и борьба со страхами. Примеры из жизни известных журналистов лишний раз доказывают, что в этом мире всё возможно.

30

Запись на бесплатное пробное занятие

Может быть интересно:

Поиск по сайту