Универсальность, скептицизм и любопытство — три совершенно разных качества человека.
Ирина Валентиновна Бессонова, телевизионный режиссёр и преподаватель Школы журналистики имени Владимира Мезенцева, рассказала о том, что именно благодаря им можно стать хорошим журналистом, что нужно уметь каждому, кто хочет работать в СМИ, и какая практика поможет развить свои навыки.
– В некоторых университетах будущих журналистов обучают множеству разным навыкам. К примеру, в телевизионном направлении учат тому, что корреспондент и есть режиссёр своих сюжетов. Как вы относитесь к такой универсальности?
– Я согласна, что универсальность – это классная черта, когда журналист умеет писать, снимать, монтировать свои сюжеты. На экстренных новостях в редакции информационных служб этот человек будет незаменим. Но помимо информации, на ТВ существует огромное количество других жанров. И нельзя такие разные профессии как режиссер и журналист объединять в одну. Это не правильно и не перспективно. Телевизионный очерк, портрет человека на экране, различные ток-шоу, документальные телефильмы, постановочные программы… Как на них обойтись без режиссера? Журналист работает над сценарной основой, Визуальный ряд, образ, упаковка программы, ее структура — это епархия режиссера. Я за свою профессию спокойна.
– Как вы считаете, можно ли сейчас абсолютно доверять журналистам и материалам, которые они публикуют?
– Абсолютно всему доверять никогда нельзя. Никому: ни газете, ни радио, ни телевидению. Почему? Потому что, жизнь состоит из белого и черного, и истины вообще не существует. Есть факты, есть события, которые освещают журналисты.
Журналист, как раз та профессия, где надо всё перепроверять. На веру ничего принимать нельзя. Особенно в наше «фейковое» время. Сомневающимся должен быть журналист. Он должен слушать, видеть, понимать, вникать, разговаривать с людьми, с документами, проводить исследовательскую работу, чтобы разобраться во всех причинно-следственных связях того или иного события.
А затем – информировать читателя или зрителя об этом.
А вот отношение к этому событию и у специалистов, и у населения может быть разным. Здесь задача журналиста показать разные аспекты проблемы, показать разные точки зрения, и не навязывая своего мнения, дать зрителю возможность самому разобраться в происходящем. Зритель – он же не дурак.
– Какой совет вы могли бы дать начинающим журналистам в нынешнее время?
– В первую очередь, я бы не стала ставить вопрос «в нынешнее время», потому что журналист всегда журналист и в нынешнем, и в прошлом, и в будущем времени. Миссия профессии «журналист» остается незыблемой.
Что касается советов…Начинающий журналист должен быть в первую очередь любопытным, должен докапываться до глубины любого вопроса. Что? Где? Когда? Почему? Зачем? – азбука журналиста.
Начинающему журналисту нужно качать мышцу смелости, не бояться задавать вопросы. Самый глупый вопрос – это незаданный вопрос. Очень часто новички думают: «Все же про это спрашивают, зачем повторяться?». Вот все спрашивают, а ты задай свой вопрос так, чтобы тебе ответили совершенно по-другому, ты раскрой своего собеседника. Разным корреспондентам я дам разные ответы. Почему? А потому что между людьми существуют та самая степень доверия, когда одному дают самую эксклюзивную информацию, а другому нет.
Таким образом, любопытство, смелость, не бояться и не стесняться своих вопросов, даже, на первый взгляд, глупых. Потому что из них потом вырабатываются ваше виденье мира и ваш профессионализм. Вы учитесь правильно «строить» и правильно задавать вопросы. И, естественно, нужна практика. Берём интервью, пишем, пишем и еще раз переписываем.
Есть такое хорошее понятие как рерайт. Что это такое? Допустим, мы прочитали статью и пытаемся переписывать ее под себя. Это не плагиат, это практика. Вы работаете со словом, набиваете руку, у вас вырабатывается собственный стиль.
Еще один совет — читать художественную литературу и выписывать те моменты, фразы, цитаты, которые вас цепляют, мысли автора. Современник ли это или литература классическая. Зачем? Это повышает вашу эрудицию, образованность, нарабатывается начитанность, формируется ваш слог, и, конечно же, у вас появляются свои собственные мысли и суждения.
А чтобы они были оригинальными, заведите правило: любое событие, участниками которого вы становитесь, рассказать или описать с разных точек зрения, с разных ракурсов. Говорите чаще с людьми. Ведь человек – главный носитель информации.
И вот тогда из начинающего вы быстро станете толковым журналистом.
Анна Шершнева, Мария Трошина