Школа журналистики
имени Владимира Мезенцева
при Центральном доме журналиста

Сент-Экзюпери… в коротких штанишках

Каждое воскресенье в Центральном Доме журналистов собираются участники Всероссийского конкурса «Юные журналисты России». Здесь они приобщаются к профессии, осваивают жанры, встречаются с известными газетчиками, ведущими популярных телепрограмм, маститыми радиожурналистами. Их имена знает вся страна. А кому они передают свой опыт, какое оно, племя, молодое, незнакомое?… Не напрасно ли разбрасывается бисер прожитых лет и накопленного опыта? 

Об одном из своих учеников рассказывает «вождь» племени юнжуров Владимир МЕЗЕНЦЕВ.

У меня учится гений. Его зовут Андрюша Кучеров. Он занимается в 3 классе школы № 144, а по воскресеньям приезжает к нам в Домжур осваивать журналистику.

Вообще-то участники Всероссийского конкурса «Юные журналисты России» — это старшеклассники, мечтающие о поступлении в МГУ или МГИМО. Приходят и мои студенты с журфака, есть ребята из других ВУЗов, а одна ученица даже возглавляет серьезное PR-агентство. («Серьезность» подтверждается зарплатой в $3000). И вдруг…третьеклассник.

— Ему будет трудновато, — сказал я маме Андрея – Ольге Владимировне. – В 9 лет высидеть три с половиной часа… Ну, хорошо, пусть разок попробует…

По заведенному правилу на первом же занятии новички начинают работать в кадре. Задание называется «Автопортрет». Надо не оробеть, подняться на сцену концертного зала и рассказать о себе.

Андрюшка не оробел. (Что в тот миг творилось у него в душе, потом я узнал из его дневника, но испытание мальчуган выдержал).

— Меня зовут Андрей Кучеров, — очень серьезно произнес он, до боли в пальцах сжимая от волнения микрофон. – Я увлекаюсь у-шу и журналистикой.

— А как ты ей увлекаешься? – перебил я – В стенгазету, наверное, заметочки пишешь?

— Нет. Печатаюсь в «Комсомольской правде», «Литературной газете», «Трибуне»…

Я не поверил. Не только третьеклассники, но и абитуриенты славного журфака не похвастаются публикациями сразу в трех этих изданиях. Подумалось, мальчишка просто запомнил названия газет.

Ольга Владимировна подсунула мне публикации. Дома прочитал их и ахнул.

«Комсомольская правда» напечатала сказку Андрюши. Сент-Экзюпери в коротких штанишках!

Самое сложное в нашем ремесле писать и говорить просто. У Кучерова это получается. 
Зато «ЛГ» отличилась. В своей теле-полосе опубликовала большой серьезный отклик на телепрограмму за подписью «учащийся школы № 144». И всё! А ведь не выпускник писал – карапуз!!!

Просмотрели.

Конечно, меня разбирало сомнение. Может, за вундеркинда родители пишут? Тем более, папа Андрей Юрьевич – сам журналист, работал в журналах «Смена» и «Вокруг света», был завлитом театра имени Пушкина…

…Читатели, телезрители, радиослушатели ждут от журналиста правды. Поэтому все мои ученики ведут дневники. Лучший тренинг для любого автора! Ведь дневник – разговор с самим собой. А себя, любимого, обмануть невозможно. Где еще будешь так искренен, откровенен, исповедален?!

Признаюсь сразу – дневник Андрея меня ошеломил. За 35 лет в профессии ничего подобного не встречал.

И опять восхитила простота и одновременно глубокий внутренний мир мальчишки. Оказывается, он воцерковлен.

Не просто верит в Бога, как большинство из тех, кто, признавая существование Господа, как бы делают Ему тем самым одолжение.

Андрей Ему служит – отчитывает молитвы, постится, исповедуется и причащается. А это, поверьте, огромная внутренняя работа, формирующая человека.

Причем, делается всё не по настоянию родителей, а по собственной воле.

Он сам хочет и идет в храм.

В то же время остается озорным мальчуганом, который шалит, играет в комп и ходит в нашу Школу тележурналистики, рекламы и паблик рилейшнз, как мы сами окрестили наши сборища.

После «Автопортрета» ребята готовят информационный выпуск и выступают с ним, как заправские дикторы программы «Время». Мое единственное условие – все новости не должны соответствовать действительности.

Еще бы, если не придется фантазировать, то легче всего содрать из «Сегодня», «Вестей» или того же самого «Времени». А тут сиди и думай. И обязательно надо, «чтобы смешно».

Андрей отлично справился с этим заданием. Но «смешно» не получилось. Он был ужасно серьезен. И ребята именно так и восприняли все его «враки», замешанные на крутой политической борьбе в …отдельно взятой школе.

Ему поверили! А мне стало грустно. Лучшего экспромта, который придуман заранее, не получилось.

И тут поймал себя на мысли – стал забывать: передо мной не 11-классник и даже не международный обозреватель… Дитя!

Не слишком ли высокую планку я перед ним ставлю?

Нет. Так я поступаю и со своими студентами в МГУ. Пусть подтягиваются до эталона.

Зато на «Интервью» мы все оторвались вместе с Андрюшкой.

Оказывается, он хорошо владеет не только пером, но и микрофоном.

Хуже всего с этим заданием справляются девчонки. А их среди страждущих овладеть журналистикой, увы, большинство.

Вместо четких вопросов-ответов они разыгрывают целые сцены, больше подходящие для школьного КВНа, чем для сложного жанра. Ведь, как известно, словом и убить можно. Я, например, прежде именно так и поступал.

Чаще всего эмансипированные интервьюерки начинают кокетничать с камерой и кривляться. А я зеленею от злости, что не вдолбил в юные головки элементарных законов жанра.

Но вот на сцену вскарабкивается Кучеров. И зал притихает от предвкушения необычного.

— У кого будешь брать интервью, Андрюша?

— Вот у него, — рука (пальцем не удобно) показывает на Пашку Горохова.

11-классник в два раза больше пацана. И чтобы ему дотянуться микрофоном, Паше приходится сесть на стул.

Зал лежит.

Пашка Горохов учится у меня уже второй год. Каждое воскресенье приезжает из Электростали в Домжур, печатается в «Вечерней Москве» и областных газетах, а летом калымит на настоящей стройке – таскает арматуру, роет котлован и может на равных выпить с работягами. И не опозорится. Еще он умеет постоять за себя: серьезно занимается самбо.

Паша – один из моих любимых учеников, хотя об этом не догадывается. В нем чувствуется скрытая внутренняя сила, собственная позиция, преданность дружбе. Он – надежный товарищ.

В него влюбляются наши девчонки. А он, вроде, не догадывается или, по крайней мере, делает такой вид.

К Андрюшке у него сейчас снисходительное отношение, хотя и ошеломлен, что тот вытащил именно его.

Кучеров, не спеша, раскрывает школьную тетрадочку с заготовленными вопросами. И тут начинается такое!.. 15 минут наш Филиппок так гоняет Горохова, что он уже не знает, куда деться. А Домжур буквально лежит от хохота.

Интервью завершается, абитуриент взмок, а третьеклассник с ехидцей: 
— Скажите, пожалуйста, какой вопрос я не успел вам задать?

Каждый раз этот третьеклассник меня поражает. Второе интервью готовилось всеми на тему «Любовь». Думалось, поговорит о чувствах к маме с папой, бабушке, учительнице, а он… 
— Вы можете пойти на измену, если любите?

Самая маленькая после Андрюшки шестиклассница вспыхивает: 
— Кто тебя научил задавать такие вопросы?

И тут с неподдельнейшей обидой, удивлением, даже возмущением, что не верят: 
— Я сам!

Он действительно сам, он такой, какой есть, он – третьеклассник Андрюша Кучеров со своими талантливыми родителями и влюбленными в него наставниками, уроками живописи и занятиями у-шу, походами в Третьяковку и строительством снежных крепостей – всем тем миром, что именуется детством, о котором так талантливо рассказывает в своем дневнике. 

Я вывесил его на наш сайт Рубрика – «ШКОЛА, Площадка молодняка». А скоро перевешу в «ЛАУРЕАТЫ».

У него можно учиться не только моим ученикам и студентам – всем нам, старым прожженным журналюгам, знающим цену газетному слову и счастью работы в эфире.

Устами младенца… И да будет так.

Владимир МЕЗЕНЦЕВ 

ОБ АВТОРЕ 

Председатель Оргкомитета Всероссийского конкурса «Юные журналисты России», преподаватель кафедры телевидения и радиовещания факультета журналистики МГУ, председатель гильдии Союза журналистов России, руководитель спецкурса расследовательской журналистики, председатель Всероссийского молодежного общественного движения юных журналистов «Слово – за нами!»

Печатается в «Журналисте» с 1984 г. В 1994 г. – лауреат журнала «Журналист» за материал «Прогулки с сенбернаром».

1

Запись на бесплатное пробное занятие

Может быть интересно:

Поиск по сайту