«Только глубокое знание темы может обеспечить интерес аудитории»: Алла Шестерина о тонкостях работы в прямом эфире

Алла Михайловна Шестерина — доктор филологических наук, профессор ВШТ МГУ — рассказала о сложностях, с которыми можно столкнуться во время прямого эфира, и способах их решения.

Алла Шестерина
Алла Шестерина в Английском зале Центрального Дома журналиста
© Алина Каракулян/ Школа журналистики имени Владимира Мезенцева

— Какие наиболее распространённые ошибки возникают при проведении прямых эфиров на телевидении и как их можно избежать?

— На мой взгляд, самая частая ошибка заключается в том, что при подготовке к прямым эфирам человек может подумать, что он достаточно успешен, у него большой коммуникативный опыт, и поэтому он не будет готовится.

Как известно, любая импровизация хороша тогда, когда она хорошо подготовлена. То же касается и прямых эфиров. Причём готовится надо и относительно формы, и относительно содержания. Если мы говорим о прямом эфире на телевидении, то это один из самых сложных и жёстких форматов. Только профессионалы очень высокого уровня могут попасть в качестве ведущего на прямой эфир, там очень много неожиданности, непредсказуемости. 

Самые распространённые ошибки при проведении — это, наверное, ставка на свою харизматичность и работа на форму в ущерб содержанию. Некоторые блогеры считают, что если они яркие сами по себе, то это уже хорошо. На самом деле это, конечно, не так. Только глубокое знание темы, по которой ты выступаешь в прямом эфире, может обеспечить интерес аудитории. 

Ещё один существенный момент — это тогда, когда речь заучивается, а потом человек пытается сделать вид, что ему только что это пришло в голову. Это выглядит нелепо. Очень много имиджевых параметров не даст нам это сделать: система пауз, микромимика и многое другое. Если выучили текст — произносим его как выученный, если импровизируем — значит, не учим текст, а просто обозначаем структуру нашего выступления. Она, в свою очередь, должна быть достаточно точной, прозрачной. Вам самим она должна быть понятна, чтобы впоследствии она была воспринята аудиторией.

— А какие трудности возникают при проведении прямых эфиров в социальных сетях?

— На YouTube есть опция постепенного перехода от детского ко взрослому контенту. Возможность детям смотреть прямые эфиры даётся в последнюю очередь, потому что всё, что смонтировано и выложено, платформа может отследить (если есть грубые нарушения закона или нежелательная информация, площадка это успевает удалить), а во время онлайн-трансляции, если ты с чем-то столкнулся, ты это уже не проконтролируешь. Только потом это можно будет удалить. Поэтому важно тщательно подготавливать такие онлайн-вещания. 

Сегодня, если мы говорим о прямых эфирах в новых медиа, то это, как правило, стримы, где аудитория имеет возможность общаться в чате. Иногда участники пишут комментарии, которые совершенно нежелательны для вас, поэтому на прямых эфирах обязательно должен быть модератор, который будет эти комментарии удалять. Таким образом «тень» не падёт на вас. В любом случае по законам формирования имиджа всё, что происходит вокруг вас, влияет на то, как вас воспринимает аудитория. 

Ещё один момент — это непонимание того, что для прямых эфиров нужна особая психологическая устойчивость. Если вы не вырабатываете её в ходе жизни, то никогда не сможете непосредственно в момент эфира сконцентрироваться и чувствовать себя уверенно. Это будет не под силу. Должен быть постоянный жизненный тренинг. Безусловно, с опытом проведения эфиров появляется уверенность, но не всегда. Меняется коммуникативная ситуация, и опыт может не помогать.

— Какие стратегии помогут ведущему эфира сохранять концентрацию внимания у зрителей и удерживать их во время прямого эфира?

— Здесь нет универсальных приёмов, потому что всё зависит от тематики, по поводу которой создается прямой эфир, и от аудитории. Представители разных субкультур реагируют позитивно на очень разные приёмы. Если для кого-то элемент инфотейнмента будет очень привлекательным (это когда всё подается в развлекательном, несерьёзном ключе), то для других людей спокойный, содержательный разговор будет приоритетнее. Универсального ничего нет. 

Очень важно, чтобы ваш эфир сохранял такие качества, как предметность, целостность, динамика. Конечно, сегодня мы используем очень много аудиовизуальных приемов для прямого эфира, и, конечно, сейчас гибридные аудиотрансляции лучше воспринимаются аудиторией, чем просто прямые трансляции. Это уже всё зависит от того, какая аудитория у вас. Личный опыт всегда играет роль в привлечении внимания  аудитории, но на самом деле есть очень сложные механизмы. 

— Как можно создать атмосферу доверия между ведущим эфира и зрителями, чтобы они чувствовали себя комфортно?

— Зависит всё от формата, жанра и аудитории. Если вы хейтер, то о каком комфорте может идти речь? Вы изначально будете провоцировать свою аудиторию, и ей будет нужно именно это. Если мы говорим именно о доверии, то это позволяет сделать сокращение дистанции между вами и аудиторией. Для этого используются разные приёмы, например: подтекст, элементы интимизации повествования. 

Важно разрешать себе ошибаться и делиться личными переживаниями с аудиторией. Это создает обстановку комфорта, но только это не должно быть наиграно, это должно быть естественно для вас. Также очень важно самому доверять тому, что вы говорите, а для этого нужно хорошо разбираться в теме. 

Доверительная атмосфера общения сейчас очень популярна. Несколько лет назад в моду пришло явление «новая искренность», когда люди старались быть самими собой на экране, и эта тенденция сохранилась и сегодня. Например, видеоблогинг дает нам четкое понимание, что один из самых востребованных форматов — это формат эссе, когда человек долго на камеру размышляет о своих переживаниях. Искренность не всегда можно воспроизводить по собственному графику, а если мы говорим про профессиональный блоггинг, то мы даем обещание делать это регулярно, а быть откровенным не всегда получается. Всегда нужно иметь запасной вариант, другие форматы на своем канале, чтобы передавать эту информацию.

— Какова цена ошибки ведущего во время прямого эфира?

— Одна ваша ошибка может быть поводом, чтобы вас уволить или отстранить на какое-то время от ведения программы. На советском телевидении всё было очень строго: если человек ошибался в ударении, его отстраняли от эфиров на несколько месяцев. На протяжении этого времени человек подтягивал свой русский язык. После он сдавал экзамены, и только при условии успешной сдачи его возвращали в эфир. Сегодня мы видим деградацию русского языка на экране. Возможно, это происходит в силу того, что развиваются жанры, которые не предусматривают такой правильной и грамотной речи, но мне кажется, мы должны следить за этим. 

— Какие технические аспекты необходимо учесть при проведении прямых эфиров, чтобы обеспечить высокое качество трансляции?

— Любой видеоконтент определяется на сколько он хорош по двум параметрам: качество звука и качество света. Когда оценивается то или иное воспроизведение, всегда смотрят на то, какое освещение и насколько хорошо записан звук. Если вы сами снимаете видео, то позаботьтесь в первую очередь об этом. Остальное зависит от жанра и формата.

— Как можно использовать аналитику и обратную связь от зрителей для улучшения качества прямых эфиров?

— Во первых, вы можете это понимать по реакции зрителя, насколько ему нравится или не нравится тема. Сетевая коммуникация хороша тем, что там сохраняется архив, и по количеству комментариев и лайков можно определить, какая тема максимально интересует аудиторию. Дальше можно продолжать развивать именно эту тему. Иногда во время прямых эфиров можно использовать опросы. Например, на YouTube это даёт очень хороший результат в плане конверсии видеоконтента. Прямо во время стримов вы организуете опрос, а аудитория реагирует на него. Также полезно смотреть, какие фрагменты вызвали интерес аудитории. Аналитику можно использовать как формирование стратегии канала. Что касается обратной связи — тут важны ответы на вопросы зрителей либо в чате, либо в комментариях.

— Как научиться адаптироваться к непредсказуемым ситуациям в прямом эфире?

— Неожиданные ситуации случаются всегда, и здесь очень спасает такое качество, как самоирония. Важно не теряться и обыгрывать любые сложные ситуации, продолжать вести прямой эфир. Главное — не изображать из себя идеального ведущего, сложности бывают у каждого: вы можете растеряться, вас могут спровоцировать. На это надо реагировать спокойно. Важно помнить, что вы сделали всё, что могли, чтобы подготовится к эфиру. От Андрея Максимова (российский журналист, радио- и телеведущий, колумнист «Российской газеты» — прим.) не раз во время эфира уходили гости из студии, а передача шла, и очень важно не растеряться и довести этот эфир до конца. 

— Как создавать уникальный и захватывающий контент для прямых эфиров?

— Абсолютно все люди, которые связаны с продвижением медиаконтента, очень опытные в этом деле. Практики говорят о том, что самое главное — это уникальное содержание. Если вы не инфоцыгане и не рассказываете то, что миллион раз пересказали за вас и до вас, то это обеспечит к вам интерес. Нужно вызвать у аудитории эмоции. Дайте зрителю больше пользы, чем он ожидал. Публика приходит смотреть ваш контент, потому что ожидает какую-то пользу: поразмышлять, получить информацию. Человек приходит с определенным ожиданием. Если у вас получилось дать больше — это уже залог хорошего прямого эфира. 

К сожалению, в онлайн-трансляциях мы немного ограничены в плане визуальной выразительности, локации, самим форматом. И если случились какие-то ляпы, мы вряд ли сможем потом от них избавится. «Слово не воробей, вылетело — не поймаешь». В этом плане есть определенные сложности, но если действительно вдохновить аудиторию, эмоционально её затронуть, дать ей пользу и не повторять чужое, я думаю может получиться уникальный и захватывающий контент. 

Редактор-корректор: Маргарита Лукманова, студентка второго курса направления «Медиакоммуникации» факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова; отличница Тотального диктанта 2023 года

43

Запись на бесплатное пробное занятие

Поиск по сайту