Школа журналистики
имени Владимира Мезенцева
при Центральном доме журналиста

У доски и за штурвалом

Х Всероссийский конкурс имени Владимира Мезенцева «Юные журналисты России».

Номинация — «Очерк».

Участник – Ирина Соколова.

У доски и за штурвалом

Представьте себе обычного школьного учителя, который после уроков спешит на аэродром, садится в кабину самолета, берется за штурвал и взмывает в небо. Думаете такого не может быть?

А вот мне летом посчастливилось познакомиться с Викторией Викторовной Варкентин, пилотом небольшого самолета, а по профессии – учительницей английского языка. Полет на самолете стал моим самым ярким впечатлением лета, и теперь, с наступлением осенних дней, я пришла в школу №11, чтобы узнать у Виктории Викторовны, как сделать так, чтобы на уроках дети схватывали все на лету, и почему учительница английского языка решила управлять самолетом.

– Виктория Викторовна, почему Вы решили стать учителем?
– Честно сказать, профессию эту я не выбирала. Когда ты поступаешь на факультет иностранных языков, ты обычно думаешь, что уедешь куда-нибудь за границу, в крайнем случае, пойдешь преподавать в университете. Но после окончания института так вышло, что мне предложили работу учителем, ну а я, не подумав, пошла. И сначала с полной уверенностью считала, что из школы скоро уйду – плюсов здесь мало.
– А почему остались?
– А потом мне стало интересно. Эта работа как-то затягивает. Во-первых, когда у тебя действительно получается научить хотя бы одного ребенка языку, это доставляет большое удовольствие. Когда ты видишь, что он начинает свободно говорить, выигрывать конкурсы и олимпиады, и знаешь, что это – твой результат. Во-вторых, мне интересно сделать так, чтобы дети полюбили предмет и не боялись больших страшных слов, вроде слова «транскрипция», пробудить в них интерес к урокам. Например, если бы я была на месте школьников, мне бы понравилось, если бы в начале урока вместо обычного учительского «открываем книжечку, выполняем задание» я услышала вопрос, на который я бы не знала, но хотела узнать ответ. Мне бы хотелось, чтобы в конце урока я понимала, что узнала что-то новое и полезное, а не просто так потратила впустую 45 минут моей жизни. Поэтому мне интересно искать новые программы, методики преподавания, учебники, что-то увлекательное, то, что запомнится ребятам.
– И как, получается пробудить интерес к предмету?
– Приведу пример. Недавно в одном классе у меня была тема: три глагола-синонима «speak», «say», и «tell», которые переводятся «говорить». Вроде бы у нас богатейший в мире русский язык, а тут на одно наше слово целых три английских – странно. И я предложила ученикам поискать в Интернете историю этих слов, чтобы узнать, в чем разница между их значениями. А когда ребята начинают что-то искать, они начинают заражаться предметом. Мы посвятили этим трем глаголам целый урок – оказалось, что в историях происхождения этих слов были замешаны даже убийства королевских герцогов. Это запомнилось и им, и мне, и после таких уроков мне хочется придумывать что-то каждый день и приходить на работу с удовольствием.
– А в чем для Вас минусы современной школы?
– Пожалуй, в шаблонах и стандартах. Многие учителя, например, преподают только по шаблонам, написанным в их методичке. И по этим же шаблонам требуются ответы от детей. А мне кажется, что система обучения должна быть построена так, чтобы школьник в итоге мог легко выразить в любой форме любые свои мысли. Сейчас мы, к сожалению, научить этому не можем. Сегодняшние ученики стесняются, боятся выражать свое собственное мнение – думают, что у них это получится не так красиво, как в списанном сочинении из Интернета, а, может быть, их точка зрения и вовсе неправильна. И в итоге на уроках они просто молчат. Мне, например, не хватает их свежих мыслей.
– По слухам, появившимся в Сети, собираются ввести обязательное для всех выпускников ЕГЭ по английскому языку. Как вы к этому отнесетесь?
– Разумеется, считаю это не совсем справедливым – не всем он нужен, и не все могут легко его учить. Хотя с тем, что не всем даются языки, можно поспорить – мы ведь уже говорим на одном языке, и это не вызывает у нас особого труда. Но все-таки, единое для всех ЕГЭ по английскому языку это, мне кажется, не лучшее решение. Получается, что изучать английский в школе ученики будут не для себя, а для того, чтобы сдать экзамен в конце. Печально, если дети будут не учиться владеть языком, не разговаривать на нем, а нарешивать тесты. И к тому же, когда ребенка «насилу» заставляют зубрить ради экзамена какой-то предмет, чаще всего у него заведомо пропадает к нему интерес.
– Я знаю, что у Вас есть очень необычные хобби. Расскажите о них…
– Сначала появился велосипед. Как-то нам с мужем пришла в голову немного сумасшедшая идея: добраться на велосипедах до села Иннокентьевка, что примерно в 250 километрах от города. И вот, на двух стареньких советских велосипедах, с рюкзаками с водой и тушенкой мы полтора дня крутим педали по нашим российским дорогам. Ночевать пришлось в стогах сена. Может, это и романтично, но точно не на Дальнем Востоке – никогда в жизни я не убивала столько комаров. И хотя обратно из села в Хабаровск мы добирались уже не на велосипедах, по приезде домой мы сутки проспали как убитые, а ноги напоминали об этом променаде еще три дня. Но зато сколько эмоций!
Потом у нас было несколько мотоциклов. На байках мы ездили и во Владивосток, и в Комсомольск, и в Биробиджан, а что уж говорить, для езды на дальние расстояния байк – довольно экстремальное средство передвижения. Но зато кажется, что ты на нем не едешь, а летишь. В итоге мы с мужем пришли к решению: хочется летать – надо летать. Услышали о наборе на курсы обучения пилотов, и подумали – а почему бы и нет? Окончили курсы, получили документы пилотов, а спустя какое-то время купили свой собственный самолет.
– А каково оно, ощущение, когда начинаешь рулить самолетом в первый раз?
– Честно, не могу описать его, и вот почему. Мой отец – военно-морской летчик. И поэтому в детстве моей песочницей, моим летним лагерем был военный аэродром. В 10 лет я уже отличала самолеты по звуку, знала по следу в небе, что сейчас летит ИЛ-62, а не 86, и следила за радарами в диспетчерском пункте. В 15 лет я впервые прыгала с парашютом с самолета, которым управлял мой отец, и уже тогда пробовала рулить. Мне кажется, я родилась в самолете – полеты, «миги», «сушки» – все это было в моей жизни с самого начала, всегда казалось абсолютно естественным. Поэтому когда мы с мужем начали летать сами, у меня даже не было ощущения какой-то новизны. Зато на мужа смотреть было интересно – у него сбывалась мечта, что-то получалось, а что-то нет, было это воодушевление, интерес.
– А управлять самолетом вообще – сложно?
– Вначале – конечно. Но когда после долгой учебы, работы над собой, контролирования каждого своего движения ты наконец понимаешь, что теперь не самолет управляет тобой, а ты – самолетом, начинаешь получать от этого настоящее удовольствие. Ты делаешь все спокойно, будто сидишь на диване, подпеваешь музыке в кабине и с кем-нибудь болтаешь. И от каждого полета столько ощущений! Например, недавно мы нашли большое поле, над которым можно было очень низко полетать, метров 7 над землей. И вот сначала ты опускаешься на такую высоту, а потом начинаешь раскачивать корпус самолета с крыла на крыло, как бы из стороны в сторону. Перегрузок при этом совсем нет, ты полностью расслаблен, а видишь – каждую травинку. И это так странно! Ты ведь не стоишь в поле, а вроде как летишь над ним, но при этом видишь абсолютно все прямо под крыльями – так необычно. А потом, когда подлетаешь к полосе леса, резко, в самый последний момент – взлетаешь вверх. И вот в такие секунды ты понимаешь, что такое по-настоящему наслаждаться моментом.
– А Ваши ученики знают, что их учительница может управлять самолетом?
– Лишь некоторые. Летом я руковожу трудовым отрядом «Изумруды», в который ходят ребята с моего класса. И однажды, в конце смены, я сказала: «Ребята, у вас есть возможность сделать то, чего вы еще ни разу не делали. Только это будет сюрприз». А когда я привезла их на аэродром, они до последнего не верили, что я и мой муж – пилоты, и что они прокатятся на нашем самолете. Пожалуй, людям в такое поверить трудно. Иногда я оглядываюсь на своих знакомых, и понимаю – люди так скучно живут! А ведь это же так просто – находить во всем то, что принесет тебе удовольствие.

Ирина Соколова

МАУДОД ЦВР «Планета взросления», объединение «Школьный курьер», г. Хабаровск

0

Запись на бесплатное пробное занятие

Может быть интересно:

Поиск по сайту