Школа журналистики
имени Владимира Мезенцева
при Центральном доме журналиста

Учитель — это звучит гордо!

Наша школа всегда славилась великолепным педагогическим составом. Все учителя, работающие или работавшие в стенах гимназии, – профессионалы своего дела. Они умеют находить общий язык с детьми, интересно рассказывать, могут прийти на помощь, когда это необходимо. Но нам не всегда удаётся узнать учителя немного с другой стороны: не как педагога, а как человека. Сегодня мне представилась возможность пообщаться с Притчиной Татьяной Васильевной – учителем английского языка, которая преподавала в нашей гимназии целых 40 лет.

– Татьяна Васильевна, в преддверие Нового года хочется спросить, считаете ли Вы нужным и важным праздновать его?

Татьяна Васильевна: Конечно, ведь это самый любимый праздник, можно сказать, у всего человечества. Новый год означает начало нового: новые чувства, новые дела, новые друзья. Это замечательный праздник, я его очень люблю.

– А как раньше проходило празднование Нового года в гимназии?

Татьяна Васильевна: Всегда ставили ёлку, готовили концерт, кушанья. Все пели, танцевали, веселились, радовались, шутили. Не было ничего по-настоящему отличного от традиционного празднования. Но я помню один Новый год, когда у детей его… просто не было! Ёлка стояла, она была наряжена, а оказалось, что это будет только для учителей. Потому что в это время было очень-очень холодно, и пришлось отменить не только занятия, но и праздник. И в результате, дети остались без ёлки.

– А как вы относитесь к тому, как празднуют Новый год сейчас?

Татьяна Васильевна: Мне кажется, что особенных изменений нет. Новый год во все времена отмечают традиционно. Но раньше это был более домашний праздник, на мой взгляд. А сейчас стали отмечать в разных кафе или ресторанах. Это, скорее всего, связано с тем, что люди сейчас заняты намного больше, чем раньше. Иногда не хватает времени накрыть стол, нарядить ёлку, поэтому, чтобы себя не загружать, теперь празднуют чаще в различных культурных заведениях.

– Какие ассоциации вызывает у Вас Новый год?

Татьяна Васильевна: Новый год ассоциируется с радостью, с чувством ожидания нового, необычного. Что принесёт следующий год? Ведь каждый человек, несмотря на возраст, ждёт чего-то нового. А ещё в последние пять лет я езжу к сыну и его семье в Красноярск, ведь там живёт моя любимая маленькая внучка! Поэтому ещё одна ассоциация с Новым годом – поездка в Красноярск.

– Есть ли у Вас личные семейные новогодние традиции?

Татьяна Васильевна: Как я уже сказала, для меня Новый год – это встреча с внучкой. Я всегда покупаю подарки, хожу по магазинам, присматриваю для неё нечто необычное, оригинальное. В прошлом году я подарила ей игрушечного Деда Мороза, который сидит на стульчике, крутится, играет на гармошке и поёт песню «Jingle bells». А в этом году я купила Снегурочку и разные новогодние игрушки, чтобы повесить на ёлку.

– Верите ли Вы, что загаданные в этот день желания сбываются?

Татьяна Васильевна: Хотелось бы верить. Но, наверное, если очень хотеть, то всё обязательно сбудется. Рождение внучки – это моё сбывшееся желание! И, конечно, нужно загадывать нечто реальное, а просить что-то несбыточное нет смысла.

– Интересно узнать, а позволяли ли Вы своим ученикам некоторые «поблажки» после достаточно долгих каникул?

Татьяна Васильевна: Конечно! Всегда. Это мой личный принцип: должно быть мягкое введение в учебный процесс. Понятно, насколько тяжело после отдыха снова входить в учебу. Я даже не задавала домашние задания где-то недельку, особенно после летних каникул. Не понимаю учителей, которые сразу после каникул начинают что-то спрашивать, ставить отрицательные оценки, ругать детей. Тем более, психологами доказано, что дети за каникулы забывают чуть ли не половину того, что они проходили за учебный год! Конечно, надо спрашивать, восстанавливать в памяти материал, но ставить тогда только положительные оценки.

– Наверное, это не единственный секрет Ваших хороших отношений с учениками?

Татьяна Васильевна: На самом деле, особых секретов нет. Надо просто по-доброму относиться к ученикам, понимать их и чувствовать. Нужно посмотреть и подумать: «Может быть, не стоит сегодня его спрашивать? А другого наоборот следует спросить». Я считаю, что одни из самых главных критериев хорошего учителя – это умение понимать ученика и относиться к нему с искренней добротой. Без доброго отношения ни один профессионал не сможет добиться хороших результатов своих учеников. Доброе отношение – основа преподавания.

– А бывали ли конфликтные ситуации в школе?

Татьяна Васильевна: Конечно, были. Но… Как-то нужно пытаться разговаривать с учеником, достучаться. Бывает, что и сам учитель не прав, нужно уметь признать это и прийти к какому-то согласию, консенсусу. Ведь учитель тоже человек, он тоже может ошибиться. Задача учителя состоит в том, чтобы к каждому ребёнку найти подход, наладить хорошие человеческие отношения и дать ту сумму знаний, которую ребёнок должен получить.

– Как Вы относитесь к тому, что бывают «любимчики» в классе?

Татьяна Васильевна: Они всегда бывают. Конечно, этого не надо показывать, но они бывают всегда. Есть ученики, которые очень любят твой предмет, которые всегда готовы помочь, даже просто полить цветы в классе. Иногда дети очень открытые и искренние, как же они не станут «любимчиками»? Как-то сами собой складываются особые отношения. Потом проходят годы, кто-то даже не вспомнит про учителя, а с какими-то учениками завязываются дружеские отношения на долгие годы. Но! Никогда отношение к ученику не должно сказываться на оценках. Если ребёнок не заслужил пятёрку или четвёрку, то не нужно ставить ему эту оценку только из-за хорошего отношения.

– А в какой школе учились Вы? Какой предмет был самым любимым?

Татьяна Васильевна: Я окончила школу №38. Моими любимыми предметами были английский и математика. Я до сих пор помню первый урок английского языка! В класс зашла пожилая учительница, у неё были волнистые тёмные с сединой волосы, её звали Матвеева Ольга Александровна. Потом об этой женщине у нас ходили какие-то легенды: говорили, будто бы она жила в Китае. Ольга Александровна работала у нас только один год в пятом классе. Но именно после первого урока, проведённого ею, я буквально влюбилась в английский язык.

– Какое особенное событие, произошедшее в Ваши школьные годы, Вы помните?

Тамара Васильевна: Я очень хорошо помню 12 апреля 1961 года. И причём это был яркий, солнечный, тёплый день. Мы тогда учились, по-моему, в шестом классе. Учительница сказала нам тогда: «Вот сейчас вы выйдете в коридор, будет важное сообщение». Что за сообщение? Никто ничего ещё не знал. Все ученики вышли и стали ждать. Включают радио. И по радио Левитан, самый известный диктор СССР, объявляет о том, что в этот день первый человек, гражданин Советского Союза Юрий Алексеевич Гагарин, полетел в космос! Как мы радовались! Как мы радовались! Нас всех выпустили во двор школы: об уроках и речи быть не могло. Я всегда буду помнить этот день: 12 апреля 1961 года.

– День космонавтики – особенный праздник для нашей гимназии. Как началась Ваша работа в ней?

Татьяна Васильевна: После Матвеевой Ольги Александровной моей учительницей английского стала Чебоксарова Тамара Александровна. И уже она и Мальцев Алексей Сидорович основали первую и единственную школу с углублённым изучением иностранного языка. Когда школа была организована, Алексею Сидоровичу понадобились высококвалифицированные кадры. И завучем, курирующим кафедру английского языка, он пригласил мою учительницу – Чебоксарову Тамару Александровну. И она уже меня взяла в свою школу, в которой я работала сорок лет с 1970 по 2010 год. С Тамарой Александровной, которой уже 84 года, мы общаемся до сих пор.

– Нет сомнений, что Вы безумно любите нашу Гимназию №47!

Татьяна Васильевна: Безусловно. Как только её открыли, это была единственная школа такого рода. Сначала на параллели было всего два класса, в редких случаях три: школа была очень маленькая. Дети, конечно, гимназию свою любили, потому что знания она давала великолепные! И, оканчивая школу, даже не поступая на факультеты иностранных языков, ученики могли идти на работу, связанную с английским языком.

– Какие советы могли бы Вы дать учителям и ученикам?

Татьяна Васильевна: Я могу дать самый простой совет: стараться понимать друг друга. Нужно иногда вставать на место другого. Профессия учителя действительно очень сложная. Потому что приходится налаживать отношения не только с детьми, но и с их родителями. Именно понимание – залог успеха хорошего педагога.

– Что Вы пожелаете всем на следующий год?

Татьяна Васильевна: Ну, конечно, здоровья. Когда есть здоровье, то всё будет, если человек сам захочет. И обязательно уметь смотреть в будущее с оптимизмом, потому что жизнь, несмотря ни на что, прекрасна. Никогда нельзя впадать в грусть и уныние: в жизни очень много приятного, хорошего и замечательного. Нужно всегда этому радоваться.

Анастасия Яковлева

Ученица Гимназии №47 г. Курган

4

Запись на бесплатное пробное занятие

Может быть интересно:

Поиск по сайту