Школа журналистики
имени Владимира Мезенцева
при Центральном доме журналиста

Умирать — так с музыкой!

Прежде всего, музыка – это искусство. И, как и всяко е искусство, она оказывает определенное влияние на нас . Но если книга внушает определенную мысль посредством сотен исписанных страниц, на которых есть слова , или картина с помощью четко установленного сюжета и определенных цветов, то, как это делает музыка, в которой есть только звук и тишина? Психолог в тренинговом центре «Мастерская Михаила Розанова», Мелузова Камила , сказала мне, что, для того чтобы разобраться, нужно взглянуть на понятие «музыка» с научной стороны : « Музыка, прежде всего —  это звуковые волны. Громкая – высокочастотные звуковые волны — расстраивает наше психическое состояние, а тихая и спокойная – низкочастотные волны — наоборот: приводит физическое состояние человека в  норму ». И тут же женщина поспешила добавить: «Точно также и само слово «манипуляция» нельзя понимать лишь с отрицательной стороны, как умышленное воздействие на поведение человека; существуют также и положительные стороны этого термина».

Задумавшись, я попыталась найти пример манипуляции музыкой в своей жизни и поняла: уже который день, я напеваю одну незатейливую песенку, которую крутят сейчас по всем радиостанциям. Я могу идти по улице, или делать уроки, или завтракать, но этот простенький мотивчик, с еще как и назло банальными словами, все время вертится у меня в голове. Кто или что заставляет меня делать это? Психолог попыталась объяснить: «В данном случае – заедающая в голове песня — это управление вашим сознанием, чтобы продвинуть свой продукт. П ринцип ее очень прост:  чем чаще вы слышите один и тот же незатейливый мотив, тем быстрее он въедается в вашу память. И, пускай, эта музыка отвратительна с эстетической точки зрения, мы все равно п остоянно будем ее себе напевать ».

Получается, самое серьезное, на что может быть нацелена подобная манипуляция –  это то, что такие девочки, как я, побегут и скупят все альбомы данного исполнителя . Возможно, это од на из самых безобидных манипуляций , ведь больший урон она наносит не психическому состоянию человека, а его  кошельку. Но, оказывается, существует и более опасная манипуляция, когда прослушивание определенной музыки может привести к уже необратимым последствиям:  «Тревожная, агрессивная, скрежещущая  музыка способствует выбросу адреналина в кровь, а также нарушает биохимические процессы в организме человека. Вследствие прослушивания такой музыки подросток может быть спровоцирован на любые сумасшедшие действия, будь то самоубийство или пр ичинение вреда другому человеку ». В 1990-х  годах в Америке  была очень популярна роковая музыка, в особенности – группа Nirvana , солистом которой был Курт Кобейн . 5 апреля 1994 года он выстрелил себе в голову из ружья и погиб. Вслед за его смертью по США прокатилась волна самоубийств. Один из примеров: в октябре 1994 года трое 18-летних ребят, сидя в машине, поставили в автомагнитолу кассету Nirvana и включили зажигание, пока повышенный уровень угарного газа не убил их.

Но , как рассказала мне психолог , есть у манипуляции музыкой и положительная сторона: «Иногда она даже может подталкивать человека на несвойственные ему поступки: Владимир Ильич Ленин после прослушивания сонаты Бетховена сказал: «Я не имею возможности часто слушать музыку. Она побуждает меня говорить людям добрые, глупые вещи и гладить их по голове»».

Любая музыка отчасти манипулирует нашим сознанием: слушая  торжественную, пафосную музыку, мы испытываем эмоциональный подъем патриотических чувств, нас тянет на подвиги. Слушая лирическую,  романтическую музык у, нам хочется всплакнуть, вспомнить грустное . В тишине никто просто так не сядет и не будет плакать, а если поставить музыку, то тогда все эмоции усилятся втрое. И, конечно же, у всех есть свои, «особые» песни. Моя, например: « Ne me quitte pas » Жака Бреля . От первых слов этой песни, у меня непроизвольно начинают слезиться глаза, и я ничего не могу с собой поделать;  для меня это тот случай, когда мелодия, текст песни, голос исполнителя вместе создают особое чувство, особую эмоцию: тебе хочется плакать и улыбаться, грустить и радоваться, думать о чем-то вечном. Мелодия добирается до таких потаенных закоулков души, что я даже зачастую удивляюсь, что они у меня существуют.

Есть у музыки также одно неопределенное свойство, одновременно и приятное, и неприятное: она незаметно для нас откладывается в  подсознании. «Любое сильное стрессовое событие для человека, сопровождающееся музыкой, откладывает в сознании не только саму проблему, но и что ей сопутствовало. Допустим, девушке сообщили о смерти любимого человека, и в этот момент играла пятая симфония Баха. Все. Она могла не заметить данного обстоятельства, но если вдруг через год, уже оправившись от потери, она снова услышит эту композицию, то вновь испытает ту боль. Симфония станет пусковым механизм, чтобы уйти в неприятные воспоминания » .

Но в зависимости от обстоятельств и места, влияние музыки на нас может изменяться: когда я была маленькой, у нас в квартире всегда играли песни французского певца Джо Дассена , так как мама очень любила его творчество. Это мелодии остались у меня в памяти чем-то легким и неприкосновенным, неразрывно связанным с детством, но, вот я пришла в школу, и все приятные воспоминания вмиг улетучились, потому что каждые 45 минут, с первого класса, я слышу звонок, мелодией которого является песня Джо Дассена « Et si tu n’existais pas ». Теперь данная композиция навеивает на меня лишь тоску, скуку и рутинную безысходность.

Наша жизнь пересекается с музыкой каждый день, если не каждый час. Но то, с какой целью мы используем ее – чтобы вдохновляться или грустить, зависит только от нас. Слава Богу, что музыка настолько разнообразна, что у нас есть право выбирать.

Валерия Лозовская, Санкт-Петербург

2

Запись на бесплатное пробное занятие

Может быть интересно:

Поиск по сайту