Школа журналистики
имени Владимира Мезенцева
при Центральном доме журналиста

В доме Господа они нашли… ад

X Всероссийский конкурс имени Владимира Мезенцева «Юные журналисты России».

Номинация — «Кинорецензия».

Участник — Ольга Пищальникова.

В доме Господа они нашли… ад

Действия фильма разворачиваются в Ирландии 1939 года во время испанской гражданской войны. Перед нами предстаёт детская индустриальная исправительная школа Святого Иуды, в которой содержатся маленькие «существа», нарушившие однажды закон и теперь вынужденные жить в постоянном страхе и унижении.

«В доме Господа они нашли… ад», — таков слоган фильма. И он очень ярко и точно описывает суть всего происходящего на экране, один из основных посылов режиссёра Айслинга Уолша. В этой школе малолетние преступники должны получать духовное наставление на путь истинный, черпать душевные силы для очищения своего сердца. Но что происходит на самом деле? Тирания и деспотизм по отношению к детям, педофилия, ущемление человеческой личности, запугивание и стращание… однако это далеко не полный список того, что скрывает в своих стенах мрачное здание.

В центре истории этого фильма есть несколько ключевых фигур: отец Джон (Иэн Глен)  — беспощадный узурпатор детских сердец, отец Мак (Марк Уоррен) – слабый духом и телом грешник, Уильям Франклин (Эйдан Куинн), выступающий своеобразным «лучом света в тёмном царстве», Лиам Мерсиер  (Джон Треверс) – бунтующая душа, требующая свободы и глотка свежего воздуха, и Патрик Делени (Крис Ньюман) – мягкий, творческий и добродушный мальчик, страдающий от пороков отца Мака.

«Создания, которых вы будете учить <…> вовсе не интеллектуальные человеческие существа», — говорил мистеру Франклину отец Джон. Способен ли такой духовный наставник изменить подростков в лучшую сторону? Сможет ли он вообще изменить преступников? Методы его воспитания пугают. Создаётся впечатление, словно мы видим картины из жестокого и кровавого средневековья. Но нет. Это xx век, совсем недалёкий нам временной отрезок. Возникает главный вопрос: имеет ли право отец Джон считаться священнослужителем после совершённых им поступков? Его девиантное поведение шокирует, а некоторые кадры вызывают сильнейшее чувство ненависти к личности этого человека (например, сцена с избиением двух братьев). Отец Джон – это дьявол в рясе священника.

«Мальчики очень одарённые, отец, их всего лишь нужно немного поддержать», — вот он, Уильям Франклин – полная противоположность отца Джона. Это высоконравственный, порядочный человек, умеющий открыто и широко мыслить, а главное – способный испытывать высшие чувства и стремящийся научить испытывать эти чувства подростков-преступников. У Франклина своя методика воспитания. И она намного лучше и рассудительнее, чем у отца Джона. Не физическая боль, не суровое рукоприкладство, а разговоры, делающие из человека – Человека с большой буквы. Хотя вспыльчивая натура Уильяма иногда  и выходит из-под контроля (например, в случае с Мерсиером), но это только подтверждает высокую чувствительность Франклина. Но самое важное, так это то, что учитель осознаёт, что творчество и любовь к прекрасному, к стихам – это огоньки, разжигающие сердца детей. Франклин даёт мальчикам шанс показать себя, своё нравственное человеческое естество.

Так же стоит отметить, что параллельно в фильме проходит линия войны. Это некое тонкое сравнение: война огромных государств за права одних, и война в маленькой школе за права других.

Общий настрой фильма помогают понять хмурые и серые тона, невзрачность красок, передающая нам ту атмосферу тяготения душ и отсутствия живительного чистого воздуха в детской груди, нехватки свободы.

Звуковой фон фильма отлично подстроен под концепцию многих моментов. Сюда относится музыка на рождество, когда мальчики разбирали подарки от мистера Франклина, воспоминания  самого Уильяма о своих старых друзьях и любимой женщине, которые погибли на войне, и зловещая тишина без каких-либо мелодий при жестоких издевательствах и избиениях.

Отдельной похвалы заслуживает игра актёров как взрослых, так и маленьких. Эйдан Куинн, Иэн Глен, Марк Уоррен, Дадли Саттон и др. отлично вжились в роль своих героев и смогли по-настоящему передать всё необходимое для зрителя и воссоздать атмосферу времён гражданской войны в Испании и исправительных колоний. И младший актёрский состав, бесспорно, просто замечателен. Никто никогда не сыграет лучше детей, принимающих всё так близко к сердцу.

«Песня для изгоя» — это фильм о дарованной каждому свободе, о праве на свободу и о борьбе ради этой свободы,  во время которой не должна теряться тонкая нить между человеком и человеком.

Пищальникова Ольга

МОУ СОШ №23 г. Краснотурьинска

2

Запись на бесплатное пробное занятие

Может быть интересно:

Поиск по сайту