Школа журналистики
имени Владимира Мезенцева
при Центральном доме журналиста

Вчерашняя новость – это как не свежая еда. Невкусно

Григорий Дубовицкий, сотрудник пресс-службы партии «Справедливая Россия – Патриоты – За правду», работавший в ТАСС, РИА «Новости», агентстве «Интерфакс», «Российской газете» о том,  какой должна быть  настоящая новость,  чтобы интересно ее было прочитать.

Григорий Дубовицкий

– Сейчас большой популярностью пользуются  Телеграмм-каналы. Как, по-вашему мнению, им можно доверять? И какие новости стоит считать правдивыми?

– Правда, то есть факты, события бывают разными по своей природе.  Например, гибель человека — это понятный всем факт, а размер инфляции в стране — это  тоже факт, только его сложнее посчитать.  Поэтому эти данные могут отличаться.  Минфин, Минэкономики и Всемирный банк могут по-разному посчитать оценки.

Важность новости зависит от важности события. Соответственно и работа журналиста будет разной. В одном случае вам хватит комментария бабы Маши, а в другом  вам нужно будет искать свидетелей  и огромное количество источников.

Если говорить о Телеграм-каналах, то ситуация с точки зрения правдивости здесь очень неоднозначная. Это, мягко говоря, с учетом большого числа каналов, которые гонят фейки. Поток информации огромный, разобраться в нем неподготовленному человеку очень сложно. Доверять Телеграм-каналам только на том основании, что они популярны, явно не стоит. Телеграм – это площадка, способ передачи информации, но не гарантия ее качества. Поэтому я бы посоветовал равняться на ведущие СМИ, которые пока еще более-менее сохраняют профессиональные подходы к подаче новостей.

– Какими критериями должна обладать новость? 

– Новость – это не публицистика, она должна отражать реальную картину времени, в которой нет внутренних противоречий. Читатель должен понимать, зачем журналист  написал свою новость, в чем ее ценность.  Задача журналиста – не только донести информацию, но и объяснить людям, что происходит. В отличие от блогеров, потому что те, как правило, не отвечают за то, что публикуют, и не несут обязательств перед читателями.

– Известная журналистка Нелли Блай в XVIII веке написала долгоиграющую сенсацию. Как думаете, что в настоящее время может  стать этой  сенсацией и стоит ли  искать ее?

– Мне кажется, профессиональный журналист не должен гнаться за сенсацией,  потому что  он тем самым будет лишать себя и других новостей. Журналист – не пиарщик. Журналист информационного агентства  не может выдумывать новость. Другое дело,  если вы журналист-расследователь и находите какую-либо информацию. Вы начинаете  изучать ее и спустя время что-то обнаруживаете интересное и важное для людей. Однако очень часто бывает так, что журналист провел свое расследование, а оно никому не нужно.  Для какой-то аудитории – это сенсация,  но для остальных это может быть пустым звуком.

– Как оценить сенсацию?

– Число просмотров мало на что влияет. Посмотришь, и выясняется, что это боты накрутили.

Скандал – не обязательно новость. Если вы даете скандальную информацию о ком-то или о чем-то, надо разобраться, что случилось. Профессиональный журналист стоит в стороне от эмоций, хайпа и прочего шума. Его задача – дать новость, то есть найти что-то действительно важное для людей.

Например, Киркоров кинул в Баскова тортом. Если вы  присутствовали на мероприятии как информационный журналист, то стоит написать об этом. Но, если вы встретили  какого-то пьяного певца или актера и при этом  вы являетесь  профессиональным журналистом, который соблюдает этику, то вы не будете об этом писать. Однако вы можете запросить комментарий у пресс-секретаря  по  этому вопросу без вмешательства в личную жизнь звезды. К сожалению, этих правил многие уже не придерживаются – папарацци давно стали частью СМИ.

– Бывали ли  такие ситуации, когда совсем не о чем писать. Например, в какой-нибудь воскресный день. Что делать в этом случае?

– Можно делать так называемые “консервы”, но только не из срочных новостей. Представим, что к  вам пришел пресс-релиз в пятницу, и вы понимаете, что в субботу  людям нужно будет что-то почитать. Или у вас есть свой эксклюзивный материал. Если вы им ничего не дадите, это будет некрасиво. Особенно, если  читатель  за это заплатил  деньги. Делаете заранее материал и ставите в выходной день. Но в рабочий день новости, разумеется, надо искать.

При этом «высасывать» новость  из пальца – плохо. Тем самым вы под видом новости выдаете обман. Это как не свежие продукты давать в ресторане. Из серии: «Что-то мне сегодня было лень готовить, я вам из холодильника достал вчерашнее, нате, ешьте!» То же самое и с новостью. Сделать яркий заголовок, за которым никакой новой информации, а лишь «копипаст» – это непрофессионально и нечестно.

Есть хороший способ избежать этого – найти новый, важный поворот в какой-то старой новости. Это одна из задач профессионального журналиста. Если поворота там нет – оставьте, ищите следующую новость.

Если говорить о не новостных текстах, то правило интересного ракурса там, разумеется, тоже работает. Я в свое время делал большой материал про Палехские шкатулки. Интересна эта тема? Смотря как о ней написать. Старайтесь найти что-то уникальное, необычное, неизвестное, раскройте суть вещей и событий – и тогда ваш читатель останется доволен. 

– Какими качествами, по-вашему мнению,  должен обладать журналист -новостник?

– Эрудиция, скорость мысли, умение анализировать и выдавать большой объем информации. И, конечно, желание докопаться до истины.

2

Запись на бесплатное пробное занятие

Может быть интересно:

Поиск по сайту