Школа журналистики
имени Владимира Мезенцева
при Центральном доме журналиста

Вернуться в детство всей семьей

Ивановский цирк открылся после ремонта

В Ивановском государственном цирке имени А.В. Волжанского уже пахнет сахарной ватой и еще – краской. 30 октября, после продолжительного ремонта, цирк вновь распахнул двери. Первыми зрителями стали талантливые и одаренные дети, активисты, многодетные семьи, люди с ограниченными возможностями здоровья, а также все ивановцы, желающие возвратиться в детство.

Цирк в этот день также посетили министр культуры РФ Владимир Мединский, генеральный директор «Росгосцирка» Вадим Гаглоев, Народный артист России Иосиф Кобзон и губернатор Ивановской области Павел Коньков. Они оценили проделанную работу. Напомним, что в цирке была модернизирована система электроснабжения, установлено современное световое и звуковое оборудование, системы вентиляции и кондиционирования: «Заменить пришлось практически все, за исключением, конечно, стен… Теперь мы можем принимать любые цирковые коллективы со всего мира и показывать номера любой сложности», — отмечает директор цирка Николай Наумов.

Зрители, побывавшие на шоу «Тайны белых тигров», сравнивали его с Цирком дю Солей. Справедливо ли сравнение, каждый решает сам. Но стоит ли отрицать, что этого представления ждали большинство ивановцев?

Первым поприветствовал публику клоун из трио «Без носков» Артем Бабинов, он и пригласил на манеж именитых гостей.

«Я уверен, что вы часто будете приходить сюда с детьми, внуками. Цирк – это то место, куда можно прийти с чистым сердцем и всей семьей. Министерство культуры РФ запустило программу восстановления советских цирков. В прошлом году мы открыли после реконструкции четыре цирка. А после ивановского будут отремонтированы цирки в Санкт-Петербурге, Туле, Курске…», — сказал министр культуры.

Павел Коньков, отметил: «Цирк – особое сооружение. Я помню, как мы все вместе переживали, когда в 1970-х годах сжигали и разбирали наше старое и любимое здание. И, конечно, когда цирк начал ветшать, мы все очень обеспокоились, и я искренне благодарен и Министерству культуры, и «Росгосцирку», что на реконструкцию нашего цирка выделили более пятисот миллионов рублей. Без него наш город не мил. Мы всегда ходим в цирк: чаще – в детстве, потом, когда становимся родителями, бабушками и дедушками. Он будет нас радовать просторными холлами, удобными креслами и, конечно, выступлениями цирковых артистов».

«Цирк не любить все равно, что детей не любить, — отметил Иосиф Кобзон. – Будем надеяться, что новый цирк будет приносить радость в сердца всех, кто придет на представления». Он шутил, рассказывал анекдоты и спел песню «Надежда – мой компас земной», которую поддержали и почетные гости, и публика.

Еще до начала представления Иосиф Кобзон оставил всем читателям «Рабочего края» свой автограф и пожелал счастья и удачи.

Итальянцы и колесо смелости

Шоу «Тайны белых тигров», которым открылся новый цирковой сезон в Иванове, репетировали на нашей площадке полтора месяца. Именно столько времени потребовалось, чтобы освоиться музыкантам, артистам и режиссеру-постановщику, а также костюмерам, реквизиторам, осветителям. Режиссером-постановщиком стал Руслан Ганеев, создавший новое направление — «fashion circus» («Модный цирк»): «Мой проект – это шоу, прежде всего, о семье и для семьи. Это большая итальянская семья, где каждый ее член – солист. Все личности с большой буквы. При этом каждый из героев, что называется с прототипом – в красотке прочитывается Моника Белуччи, кумир – Андреано Челентано… Эти личности всеми узнаваемы и любимы. В программе собраны Солисты в прямом смысле с большой буквы. В основном, это молодежь – яркие и свежие цирковые. Но у нас есть и заслуженные артисты, которые имеют огромный опыт», — рассказал Ганеев.

Итальянский стиль поддерживают костюмы кардинала и монахинь, в которых появляются артисты, а также динамичная музыка.

Однако возникает и вопрос, почему квартет акробатов выступает в шотландских килтах. К слову их кульминационный экстремальный номер первого акта – «Колесо смерти» — один из самых зрелищных и душещипательных. Помимо этого, публику стараются удивить грациозные лошади, дрессированные кошки, от которых не отказался бы сам Куклачев, жонглеры, сильный эквилибрист на бочке, гимнасты и, безусловно, находчивые коверные клоуны – трио «Без носков».

Еще перед выступлением один из клоунов – Артем Бибиков – рассказал: «Мы работаем с 2008 года. Еще учась в театральном институте вЕкатеринбурге, мы вместе делали номер «экстрим шоу», участвовали в международном фестивале эстрадного искусства «Москва-транзит-Ялта» и перед выступлением нас спросили, как объявлять трио. Мы тогда ходили по стеклам босиком. Вот и выбрали такое название». Во втором же акте зрители смогут восхититься смелостью единственных в России женщин-дрессировщиц белых тигров – Ольги Денисовой и ее дочери Эльвиры. Выступление шести белых тигров, которые ходят по жердочкам, преодолевают страх перед огнем, поднимаются под купол цирка и прыгают с тумбы на тумбу, проходит в круглой клетке, сооруженной в венецианском стиле.

Конюшня Бирюкова и диво-оркестр

Еще перед шоу журналисты решили обойти все уголки обновленного цирка. Пока на главном манеже репетирует жонглер Валерия Шугай, мы заглядываем на репетиционный. Он служит для того, чтобы артисты могли разминаться. Еще с рождения цирков манеж приобрел круглую форму и диаметр «счастливых» тринадцати метров. Ведь все начиналось с конных номеров, а это оптимальный размер манежа для бега лошади. Кстати, они бегают против часовой стрелки. Оказывается, исходя из инстинкта самосохранения, лошади поворачиваются к зрителям не сердцем, а другим боком. Конечно, лошадь способна бежать и по часовой стрелке, но недолго. К слову, к остальным животным это не относится: они более гибкие и поворотливые, и могут, изловчившись защитить себя.

Заглянули мы и в гримерку, рассчитанную на трех артистов. «Простенько и со вкусом!» — говорят артисты. Именно здесь они гримируются и отдыхают. Знакомимся с цирковым оркестром. Здесь он постоянный, что является большой редкостью для цирков. Валерий Юрьевич Пресняков известен как «танцующий дирижер», он обращает большое внимание на действия на манеже, а живая музыка создает особую зрелищность и атмосферу. Дальше минуем слоновник – этих животных пока в цирке нет — и огромную дверь, за которой находятся тигры. Заходить к ним опасно и поэтому дверь буквально захлопывается перед любопытными носами. Но мы не расстраиваемся и идем в конюшню. Конюшню известного дрессировщика Бирюкова. Здесь холеные белые и черные лошади гостеприимно встречают гостей и ждут от них лакомства. На вытянутой руке протягиваем сухарики. Кажется, лошади понимают, когда говорят о них: в ответ «улыбаются» и кивают очаровательными и умными мордами. Фотографируемся. А в коридоре встречаем самого Юрия Евгеньевича Бирюкова: «Не представляю себе цирк без животных. Общение с ними – удивительный по эмоциональности этап работы. Не так-то просто научить животных выполнять то, что тебе нужно. Если они не желают работать, нужно отвлечь их внимание на что-нибудь другое. Но лошади чувствуют в человеке мастера и поддаются дрессировке. В свое время я дрессировал бегемота, носорогов, верблюдов… Звери выступают с удовольствием. Труднее всего работать с животными в годах, с молодыми тоже иногда тяжело – они с характером. Состарившихся лошадей отдал для занятий иппотерапией – они помогают реабилитироваться детям с ограниченными возможностями здоровья. Хотелось бы попробовать дрессировать динозавра, только чем его подкармливать, не знаю», — с улыбкой отвечает на все каверзные вопросы журналистов дрессировщик.

Однако цирк не спешит раскрывать свои секреты. Приходите в гости – и сами все узнаете.

Опасная зона

В каждой бочке меда есть и ложка дегтя. Цирк – не исключение. К сожалению, сейчас приезжающие артисты вынуждены жить не в лучших условиях. Общежитие, построенное еще в советские годы, не отремонтировано. «Разве нельзя положить новую плитку и покрасить стены? Почему творческие люди, которые отработали на репетиции и шоу, уставшие, должны приходить в обшарпанное здание со старой мебелью?» — этот вопрос волнует всех, кто имеет хотя бы маломальское отношение к цирковым. Однако, как объяснил Вадим Черменович Гаглоев, в Иванове общежитие относится к жилищному фонду, следовательно, денег на него из Министерства культуры быть выделено не может. Видимо, придется искать какие-то другие пути, чтобы привести здание в порядок.

Дарья Капкова

Ученица Ивановского Государственного Университета

Материал опубликован в общественно-политической газете «Рабочий Край»

0

Запись на бесплатное пробное занятие

Может быть интересно:

Поиск по сайту