Школа журналистики
имени Владимира Мезенцева
при Центральном доме журналиста

Военная журналистика: героика или правда о войне?

Военные корреспонденты всегда находились на передовой, чтобы донести правду с полей сражений. Их работа сопряжена с огромным риском, но чрезвычайно важна.

«Без репортажей с передовой мы бы знали о войне лишь из сухих сводок», —  говорит военкор ВГТРК Дмитрий Стешин. По его словам, несмотря на огромные риски, работа в горячих точках крайне важна для журналиста.»Конечно, страшно оказаться под обстрелами и попасть в эпицентр боевых действий. Но когда видишь все своими глазами, понимаешь, насколько важно донести правду до людей. Ощущаешь ответственность перед теми, кто посылает тебя в командировку», — делится Стешин.

В годы Великой Отечественной войны советские военкоры работали под жестким контролем военной цензуры и руководства страны. Их основной задачей было создание героического образа советского солдата-освободителя. Для этого широко использовались приёмы героизации и идеализации действительности. Например, легендарный корреспондент «Правды» Борис Полевой в своих репортажах из Сталинграда целенаправленно создавал романтический образ несгибаемых защитников города. В его очерках не находилось места для описания ужасов войны, страданий мирного населения, хаоса тыла. Так пропаганда формировала в обществе миф о войне как справедливой борьбе за освобождение страны. Правдивые репортажи с передовой не приветствовались.

В противовес таким очеркам стоит упомянуть выступления Ольги Берггольц по радио в блокадном Ленинграде. Хотя она не была военным корреспондентом, но её пронзительные речи передавали подлинный ужас переживаемого городом.

История захвата в плен российской журналистки НТВ Юлии Шахмуратовой в 1999 году в Чечне наглядно показала опасность работы военкора в горячих точках.

23-летняя выпускница журфака МГУ Шахмуратова отправилась в командировку в Чечню вместе с оператором Тарасом Процюком, чтобы снять сенсационный сюжет о чеченском полевом командире Салмане Радуеве. По ее собственному признанию, она ехала туда ради карьеры и славы, не осознавая рисков. В итоге Юлия и Тарас попали в плен к боевикам, где подвергались жестоким пыткам. За несколько месяцев заложничества Шахмуратова перенесла пять операций.

История Юлии Шахмуратовой показала, что военным журналистам недостаточно лишь смелости —  необходима ещё и осмотрительность, четкое понимание границ допустимого ради сенсации. Цена ошибки или опрометчивости здесь может быть слишком высока.

Сегодня от военкоров требуется высочайшая ответственность. «Наша задача —  доносить правду, а не разжигать истерию», —  считает фотограф МИА «Россия сегодня» Александр Коц. По его словам, военные корреспонденты не должны поддаваться эмоциям или предвзятости в своих репортажах. «Конечно, на войне много шокирующих вещей. Но подходить к ним нужно рационально, не провоцируя ненависть или месть. Факты говорят сами за себя, задача журналиста —  донести их максимально объективно», —  поясняет Коц. Он считает, что истеричные или запоздалые репортажи лишь усугубляют ситуацию. По его мнению, профессионал должен уметь сдерживать эмоции и не поддаваться на провокации ради сенсаций. Только так можно рассказать правду о войне во всей её сложности.

В новейшей истории России были случаи, когда под видом прямых репортажей с мест боевых действий транслировались заранее подготовленные постановочные сюжеты. Так, в ходе вооруженного конфликта в Чечне российские телеканалы показывали задержания боевиков, которые в действительности оказывались постановками с участием заведомо невиновных лиц. Подобные псевдо-репортажи создавали искаженную картину происходящего, формировали благоприятное для властей общественное мнение. Этот исторический пример демонстрирует, что даже современные технические средства не гарантируют объективности, если журналисты сознательно или по незнанию становятся инструментом пропаганды одной из сторон конфликта.

Несмотря на возможности прямых трансляций, залогом качественной работы военкора остаётся приверженность профессиональной этике и стремление к правдивости, но по-прежнему ничто не заменит глаза очевидца. Лучшие репортажи создают журналисты, готовые ради правды рисковать жизнью.

4

Запись на бесплатное пробное занятие

Может быть интересно:

Поиск по сайту